ТЕХНИКОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

К основным показателям оценки проектов генерального плана и транспорта металлургических заводов следует отнести: площадь завода в ограде, приходящуюся на 1 млн. т производимой стали в год; распределение объёмов межцеховых перевозок по видам транспорта (железнодорожный, автомобильный, непрерывные), %; годовой объём перевозок, тыс. т в год на одного трудящегося железнодорожного транспорта (производительность труда); годовой объём перевозок на один локомотив рабочего парка, тыс. т в год; протяжённость железнодорожных путей на 1 млн. т стали в год. Значения базовых показателей, приведённые ниже, разработаны применительно к разным категориям металлургических заводов.

Большой диапазон значений базовых показателей отражает значительное разнообразие решений металлургических заводов по технологии металлургического производства, составу и специализации основных цехов, условиям размещения и транспортного обслуживания. Так, показатель “площадь завода в ограде на 1 млн т стали в год” зависит не только от рациональности планировочных решений генерального плана, но и в значительной степени от состава основных цехов и производств, и особенно от состава, специализации и количества цехов прокатного производства. При наличии в составе завода прокатных цехов листовой специализации показатель площади завода в ограде на 1 млн. т стали в год значительно больше, чем на заводе аналогичной мощности с прокатными цехами сортовой специализации. С возрастанием количества прокатных цехов четвёртого передела, особенно листовой специализации, на новых и реконструируемых заводах при их развитии показатель площади завода в ограде на 1 млн. т стали в год значительно возрастает.

Показатели для оценки проектов генерального плана и транспорта новых (числитель) и реконструируемых (знаменатель) металлургических заводов полного цикла (I) и передельных (II):

уровень технических решений Так, на новых заводах полного цикла преимущественное положение по объемам перевозок занимают непрерывные виды транспорта (50—70 %), которыми должны транспортироваться все сырьевые сыпучие грузы, начиная от их выгрузки на вагоно опрокидывателях и кончая подачей шихты на колошники доменных печей, а также сыпучие грузыдобавки (в сталеплавильные цехи) и прокатные заготовки (горячекатаные рулоны и др) из цехов горячей прокатки в другие прокатные цехи На реконструируемых заводах полного цикла преобладающее положение по объему межцеховых перевозок в обозримом будущем сохранится за железнодорожным транспортом (40—70 %)

Сфера рационального применения автомобильного транспорта на межцеховых перевозках новых и реконструируемых заводов полного цикла должна быть примерно одинаковой, с охватом 5—10 % объема межцеховых перевозок Автомобильным транспортом перевозятся и будут перевозиться в основном грузы вспомогательного назначения, а также некоторые технологические грузы и отходы производства — огнеупоры, ферросплавы, оборудование, скрап, сталеплавильные шлаки, мусор

На новых передельных заводах в связи с их незначительными объемами производства и отсутствием аглококсодоменного производства преимущественное применение на межцеховых перевозках, в силу экономичности и технологичности, получили специализированные автотранспортные средства Рекомендуемый показатель охвата ими объема межцеховых перевозок 70—80 %

Для реконструируемых передельных заводов, так же как и для реконструируемых полного цикла, по указанным выше причинам большая доля объема межцеховых перевозок будет осуществляться железнодорожным транспортом (50—70 %) Доля непрерывных видов транспорта на межцеховых перевозках передельных заводов не может быть большой в силу ограниченности сферы их применения (изза отсутствия на этих заводах производств со значительными погоками сырьевых сыпучих грузов) и может достигать для новых заводов 20—30 %, а для реконструируемых 1020 %

Все перечисленные обстоятельства оказывают аналогичное влияние на значения и других показателей При этом следует учитывать, что более низкие показатели годового объема перевозок на одного работника железнодорожного транспорта и на один локомотив рабочего парка для заводов реконструируемых (по сравнению с новыми) вызваны в основном их исторически сложившимися транспортнотехнологическими схемами с наличием глубоких вводов на территории заводов (к фронтам выгрузки и погрузки) железнодорожных путей с осуществлением по ним массовых перевозок сырья и готовой продукции в вагонах МПС — т е значительным увеличением трудозатрат по работе с прибывающими и отправляемыми грузами в вагонах МПС на реконструируемых заводах по сравнению с аналогичными работами на новых заводах, где прибывающие и отправляемые грузопотоки в вагонах МПС соответственно погашаются и зарождаются в основном на периферийных железнодорожных станциях

В связи с тем, что приведенные показатели имеют большой диапазон значений, отражающих ценологические свойства, которые проявляются в значительном разнообразии технических и технологических решений металлургических заводов, рекомендуется при оценке полученных в проекте показателей сравнивать их с соответствующими показателями (проектными или достигнутыми на практике) обоснованно выбранных предприятии аналогов

Кроме базовых показателей рекомендуется для оценки качества проектной документации по генеральному плану и транспорту использовать следующую номенклатуру базовых качественных характеристик

— обеспечение поточности технологического процесса и рациональных транспортных связей,
— обеспечение очередности строительства и возможности перспективного развития отдельных производств и завода в целом,
— компактность размещения и рациональное использование земельных ресурсов,
— обеспечение надежности транспортного обслуживания и механизация тяжелых и трудоемких работ

Этот перечень качественных характеристик отражает выполнение основных принципов проектирования генерального плана и транспорта металлургических заводов

В. А. Авдеев, В. М. Друян, Б. И. Кудрин, Основы проектирования металлургических заводов, М., 2002

на главную