ДРОБЕСТРУЙНОЕ УПРОЧНЕНИЕВ целях повышения надежности, снижения массы и сокращения стоимости формообразования часть ответственных деталей самолетов (панели, шпангоуты и др.) на фирмах «Боинг», «Макдоннелл—Дуглас» и «Локхиц» подвергают упрочнению дробью на специально созданных (в некоторых случаях уникальных) установках, изготавливаемых такими специализированными фирмами, как «Карборундум компани» (отделение «Пэнгборн»), «Вилабратор корпорейшн», «Дженерал Дайнемикс», «Ваку- Бласт», «Авко аэростракчер». В этих установках для сообщения энергии подаваемой дроби в большинстве случаев используют центробежные колеса типа R—Р (рис. 3.46) мощностью от 10 до 74 кВт и производительностью до 90 т дроби в час. Изменяя число оборотов колеса е помощью программного управления, можно обрабатывать поверхность детали с переменной интенсивностью, что позволяет совмещать процес сы упрочнения и доводки контура панелей или проводить упрочнение панелей без изменения формы. ![]() ![]() При обработке глубоких внутренних каналов и карманов для подачи дроби применяют комбинированные установки с оопловьгми пневматическими устройствами, в которых энергию дроби сообщает поток сжатого воздуха. Так, для обработки наружной поверхности деталей шасси отделение «Пангборн» фирмы «Карборундум компани» разработало комбинированные установки с центробежными колесами и для обработки внутренних поверхностей — сопловые устройства. Эти установки использует фирма «Менаоко Техас дивижн» для упрочнения стоек переднего и основного шасси самолета L-1011. Установки оснащены дистанционным управлением. Три системы ЧПУ позволяют выполнять обработку по предварительно разработанной программе. Для формования и частичного упрочнения панелей и обшивок самолетов L-1011 и DC-ilO ив листового алюминиевого сплава 7075-Т7651 используют установки фирмы «Авко». Установка, позволяющая обрабатывать панели шириной 2 м и длиной 25 м имеет пять центробежных колес типа R—Р мощностью 14,8 кВт и производительностью 1,5 т дроби в час каждое. Панели крыла перемещаются вдоль установки со скоростью 0,06—0,18 м/мин. Фирма «Боинг» для упрочнения дробью секций крыла самолета В-747 использует установку фирмы «Вилабратор корпорейшн» (рис. 3.47), оснащенную двигателями постоянного тока, которые приводят во вращение центробежные колеса, расположенные в специальной камере. Установка предназначена для обработки деталей шириной до 3,7 м и длиной до 36 м. Для обеспечения различной интенсивности обработки все электродвигатели приводов работают с изменяемой скоростью вращения. Такое оборудование очень эффективно с экономической точки зрения в сравнении с общепринятыми воздушными дробеструйными установками, в которых приходится применять компрессор. На установке обрабатывают шесть верхний и десять нижних панелей крыла самолета В-747, а также шесть нижних панелей обшивки крыла самолета В-727. Детали могут обрабатываться с одной или одновременно с двух сторон со скоростью около 1 м/мин. В установке имеется сепаратор, сортирующий целую и разбитую дробь ю подающий пригодную дробь на центробежные колеса для повторного» использования. ![]() Установка, спроектированная для обработки плоской обшивки крыла, при соответствующей ориентации струи дроби может быть использована для обработки деталей более сложной конфигурации, например балок шасси, которые обрабатывают в этой установке за два прохода с поворотом на 90°. Лонжероны, изготавливаемые из алюминиевого сплава 2024-Т3511, имеют длину 14 м и переменное сечение, что затрудняет их дробеструйную обдувку обычными методами, так как невозможно равномерное упрочнение всей поверхности. На заводах фирмы «Боинг» создана камера в виде стальной трубы диаметром 508 мм (рис. 3.48, а), в которой лонжероны перемещают со скоростью 0,3 м/мин при помощи роликового транспортера. Вдоль камеры в трех позициях расположены четыре группы воздушных сопл, работающих при давлении воздуха, которое можно регулировать в пределах от 2,8 до 5,6 кгс/см2 (рис. 3.48, б). На первой позиции, расположенные одна против другой, две пары сопл работают, обеспечивая упрочнение верхних и нижних кромок фланцев лонжеронов, на второй — обрабатываются обе стороны перемычки, а на третьей — из одной группы сопл проводится обдувка внутренних, а из другой — наружных поверхностей фланцев лонжеронов. Равномерность дробеструйной обработки контролируется один раз в сутки на контрольных лонжеронах. ![]() В процессах упрочнения начинают применять промышленные роботы. Для удовлетворения требований стабильности обработки отделение «Пэнгборн» совместно с отделением «Вертол» фирмы «Боинг» разработали и изготовили дробеструйную установку с ЧПУ для обработки различных деталей самолета, в которой используется робот фирмы «Версатран» (рис. 3.49). Две форсунки управляются рукой робота, перемещающей их вокруг двух осей запястья. Точность воспроизведения движений по координатам ±2,5 мм. Для обработки отверстий и устранения дефектов упрочненной поверхности (например, при случайных ее повреждениях) фирма «Боинг» широко применяет устройство, показанное на рис. 3.50, в котором использована твердосплавная дробь, прикрепленная к концам матерчатых щитков (которые вставляют в шпиндель дрели или сверлильного станка). Качество обработки проверяют таким же способом, как и после обычной дробеструйной обработки. ![]() Дефекты поверхности обшивок крыльев устраняют с помощью портативных пневматических установок в обычных условиях и в специальных камерах (рис. 3.51—3.53). На фирме «Локхид» при производстве самолета L-1011 для отделки и упрочнения мелких и средних деталей применяют обработку в виброгалтовочных установках, изготавливаемых специализированной фирмой «Вилабратор». Эти установки оснащены высокапроизводильными устройствами для непрерывной загрузки и выгрузки деталей. Стабильность обработки и получение желаемого качества деталей во многом зависят от качества дроби. Отделение «Пэнгборн» фирмы «Карборундум» поставляет высококачественную дробь фирмам, производящим дробеструйную обработку. Стальная дробь выплавляется из первосортного сырья. Термообработку дроби проводят в контролируемой инертной среде на полностью автоматизированном оборудовании. В зависимости от условий обработки применяют стальную дробь трех типов, отличающихся друг от друга твердостью по Роквеллу: А — 63—65, Б — 50—55 и В — 45—48 единиц. По размерам дробь разделяется на 11 номеров. В качестве материала для дроби применяют также абразив, пластмассу, стекло и т. п. Для очистки и сортировки дроби созданы специальные устройства (рис. 3.54), обеспечивающие поступление в рабочую зону очищенной от грязи и пыли дроби размером, соответствующим допуску, и круглой формы. Высокое качество обработки деталей обеспечивается применением в установках для дробеструйного упрочнения программного управления, с помощью которого поддерживают заданные скорости полета дроби, угол наклона «факела» дроби к обрабатываемой поверхности, время упрочнения и пр. Стабильность процесса контролируют по величине прогиба эталонного образца, который подвергается обработке совместно с деталью (метод Альмена). Критерием достаточности упрочнения детали считается также 100%-ное покрытие поверхности отпечатками дроби. Равномерность и полнота покрытия поверхности отпечатками проверяется с помощью лупы с десятикратным увеличением или специальным микроскопом. ![]() ![]() Белянин П. Н. Производство широкофюзеляжных самолетов в США — М.: Машиностроение, 1979. |
![]() |