ФИРМЫ — ПРОИЗВОДИТЕЛИ ДВИГАТЕЛЕЙ ДЛЯ ШИРОКОФЮЗЕЛЯЖНЫХ САМОЛЕТОВ

В конкурентной борьбе по созданию мощных, надежных, экономичных и относительно дешевых двигателей для широкофюзеляжных самолетов В-747, DC-10, L-1011 приняли участие три компании западного авиационного двигателестроения: «Роллс-Ройс» (Англия), «Дженерал электрик» и «Пратт-Уитни» (США). Такими двигателями стали RB-211, CF-6, JT9-D (рис. 7.1).

Фирма «Роллс-Ройс» — крупнейший производитель газотурбинных двигателей в Великобритании — основана в 1906 г. Фирма имеет шесть отделений, пять из которых заняты производством авиационных двигателей: «Аэро Инджин дивижн», «Бристоль Инджин дивижн», «Смолл Инджин дивижн», «Индастриал энд Мэрайн Гэс турбин дивижн» (ракетные двигатели) и «Мотор Кар Дивижн» (двигатели легких самолетов).



Несколько лет назад на ней было занято 98 ООО человек, причем свыше 50 000 — работало в производстве авиационных двигателей, 18 000 — занималось исследовательской и конструкторской работой. Более 80% всего товарооборота, составляющего 300 млн. фунтов стерлингов, компания получает от производства авиационных двигателей (по данным 1972 г.).

Фирма изготовляет турбовентиляторные, турбореактивные, турбовинтовые, поршневые, прямоточные воздушно-реактивные, ракетные и другие двигатели.

В производстве двигателя RB-211 участвуют многие специализированные фирмы как поставщики заготовок, полуфабрикатов или деталей.


Всего фирмой «Роллс-Ройс» изготовлено свыше 80 тысяч газотурбинных двигателей различных типов.

Налажено серийное производство турбовентиляторных двигателей «Трент», «Спей», «Конвей» и двигателей других типов. Большинство двигателей этой компании используется на самолетах «Фантом» и др.

Фирма «Роллс-Ройс» сотрудничает со многими странами мира. По совместным соглашениям изготавливаются такие двигатели, как TF-1141 («Аллисон»), «Олимпус-593» и М45Н (SNECMA), «Адур» («Турбомека»), турбовентиляторный двигатель RB-193 (МГИ) и RB-199 («Турбо Унион»). Двигатель RB-199 является усовершенствованным трехвальным турбовентиляторным двигателем.

В 1968 г. фирма «Роллс-Ройс» заключила контракт с фирмой «Локхид» на поставку двигателя RB-211-22 и запасных частей для 181 самолета L-1011 «Тристар» на сумму 650 млн. долл. В процессе работы над двигателем RB-211 затраты с запланированных 156 возросли до 400 млн. долл. В 1971 г. в связи с тяжелым финансовым положением компания была национализирована. Продажа завода по производству автомобилей должна была дать средства для укрепления авиадвигателестроительных заводов.

В начале 70-х годов фирма производила 15—18 двигателей RB-211 в месяц; имеющиеся мощности позволяют выпускать 20 двигателей. При реализации существующих возможностей расширения производства выпуск двигателей через 1,5—2 года может возрасти до 26 единиц в месяц.

Так как цена двигателя в 1968 г. была установлена равной 511000 долл. при импорте в США, то даже с уплатой пошлины около 6%, двигатель RB-211 мог конкурировать с двигателями того же назначения, выпускаемыми фирмами США.

Фирма «Дженерал электрик» стала выпускать газотурбийные двигатели с 1941 г. совместно с английскими компаниями. С этого же времени фирма начала серийное производство двигателей. В конце 60-х годов произошла реорганизация фирмы с целью усиления самостоятельности отделений, связанных с разработкой определенных видов продукции. Так, было создано отделение «Коммершиал Энджин Дивижн», которое разрабатывает двигатели для самолетов гражданского назначения.

В настоящее время более чем на 300 предприятиях компании в 25 странах мира работают 380 000 человек. Фирма выпускает свыше 250 000 наименований изделий.

Специально для широкофюзеляжных пассажирских самолетов на базе двигателя TF-39 разработан турбовентиляторный двигатель CF-6, который предназначен для самолета DC-10 фирмы «Макдоннелл — Дуглас» и для европейского аэробуса А-300В.

Фирма «Пратт-Уитни» — самая крупная из пяти отделений, четырех филиалов и центральной научно-исследовательской организации, образующих корпорацию «Юнайтэд эркрафт корпорейшн». На фирме занято около 40 000 рабочих и служащих.

Со времени выпуска первого турбовинтового двигателя в 1947 г. по 1972 г. фирма изготовила более чем 53622 газотурбинных двигателя для военных и гражданских самолетов. К концу марта 1972 г. общая наработка этих двигателей превысила 270 млн. летн. ч на военных и транспортных самолетах. Фирма «Пратт- Уитни» является главным поставщиком турбовентиляторных и турбореактивных двигателей для больших и средних транспортных самолетов фирм «Боинг» и «Макдоннелл — Дуглас». Она изготовляет турбовентиляторный двигатель JT9-D, который установлен на самолетах В-747 и DC-10-40. Основным поставщиком двигателей фирме «Боинг» является фирма «Пратт-Уитни».

Белянин П. Н. Производство широкофюзеляжных самолетов в США — М.: Машиностроение, 1979.

на главную