Партнерский проект с компанией Руспроектэксперт

Тел.: 8-495-771-14-07

Проектирование


ПРЕДИСЛОВИЕ

22 декабря 1976 г. совершил свой первый полет советский самолет-аэробус Ил-86 на 350 пассажиров, созданный в чрезвычайно короткий срок в конструкторском бюро, возглавляемом Героем Социалистического Труда Г. В. Новожиловым.

На самолете установлено четыре турбореактивных двигателя, конструкция которых разработана под руководством Героя Социалистического Труда, академика Н. Д. Кузнецова. Эти двигатели имеют отличные характеристики тяги, они экономичны, надежны и имеют хороший ресурс.

Первым в мире широкофюзеляжным самолетом был советский, самолет Ан-22 («Антей»), созданный коллективом конструкторов и производственников под руководством Героя Социалистического Труда, академика О. К- Антонова.

За границей уже несколько лет эксплуатируются американские широкофюзеляжные самолеты В-747, L-1011 «Тристар» и DC-10 и европейский самолет-аэробус А-300В.

Все широкофюзеляжные самолеты имеют диаметр фюзеляжа ~6 м.

Создание самолетов-гигантов и использование их для перевозок пассажиров было вызвано .бурным ростом авиаперевозок во всех экономически развитых странах.

Объем воздушных перевозок в капиталистических странах за последние 20 лет увеличивался в среднем на 14% в год, что характеризует авиацию, как одну из наиболее быстроразвивающихся отраслей транспорта. Прогнозы начала шестидесятых годов показывали, что к 1976 г. объем пассажирских перевозок в капиталистических странах должен возрасти в три раза, а объем грузовых перевозок — в шесть — восемь раз по сравнению с 1966 г.

Эксплуатировавшиеся в тот период самолеты не могли удовлетворить потребностям увеличивающегося роста перевозок и неизбежно привели бы к образованию «пробок» в аэропортах в часы «пик». Подсчитано, что к 1980 г. потребовалось бы 24 млн. самолето-вылетов в год. Фирма «Боинг» одной из первых приступила к созданию нового поколения гражданских транспортных реактивных самолетов большой вместимости и дальности полета В-747. Фирмы «Мак-

Здесь и далее под названиями В-747, В-707, В-727 и в других аналогичных случаях подразумеваются самолеты Боинг 747, Боинг 707, Боинг 727 и т. д. (Прим. ред.) доннел — Дуглас» и «Локхид» также осуществили программу строительства такого же класса самолетов DC-10 и L-1011, получивших название «широкофюзеляжных».

Ввод в эксплуатацию подобного класса самолетов позволяет избежать перегрузки аэропортов благодаря резкому сокращению количества самолетов-вылетов.

Проектирование широкофюзеляжного самолета В-747 было начато в июле 1965 г., а летные испытания — в феврале 1969 г. С января 1970 г. до середины 1978 г. фирма «Боинг» поставила заказчикам 330 самолетов В-747. Три крупнейшие авиационные корпорации США, изготавливающие широкофюзеляжные самолеты — «Боинг», «Макдоннелл — Дуглас» и «Локхид»,— в начале 1973 г. имели заказы на 618 самолетов В-747, DC-10 и L-1011.

Создание широкофюзеляжных самолетов стало возможным благодаря разработке новых мощных турбореактивных двигателей (ТРД) с большим коэффициентом двухконтурности, обладающими большой взлетной и крейсерской тягой, меньшим удельным расходом топлива и обеспечивающими большую дальность полета, большую тяговооруженность и более низкий уровень шума.

Три крупнейшие двигателестроительиые фирмы «Роллс-Ройс» (Великобритания), «Дженерал электрик» (США) и «Пратт-Уитни» (США) создали примерно в одно и то же время двигатели RB-211, CF-6 и JT9, близкие по своим эксплуатационным данным. Эти двигатели развивают тягу порядка 20 тс и обладают высокими экономическими показателядш. Двигатель фирмы «Роллс-Ройс» предназначался, в частности, для широкофюзеляжного самолета «Тристар» L-1011 фирмы «Локхид». В настоящее время находятся в эксплуатации модификации самолета В-747 с двигателями RB-211.

Разработка и производство широкофюзеляжных самолетов имеют хорошую перспективу, поэтому понятен интерес, проявляемый к этим типам самолетов как за рубежом, так и в СССР.

Автор выражает глубокую благодарность В. Ф. Васькиной, С. А. Голубеву, И. В. Семенченко, М. И. Слесаревой, В. Б. Стулову и доктору техн. наук В. В. Швецу за помощь, оказанную при работе над книгой.

Белянин П. Н. Производство широкофюзеляжных самолетов в США — М.: Машиностроение, 1979.

Экспертиза

на главную