Партнерский проект с компанией Руспроектэксперт

Тел.: 8-495-771-14-07

Проектирование


ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА СИСТЕМ ОТОПЛЕНИЯ

Надежная работа систем отопления обеспечивается проведением организационных и технических мероприятий. Организационные мероприятия заключаются в разработке структуры службы эксплуатации и ремонта систем теплопотребления, в задачи которой входят планирование, материально-техническое снабжение, разработка технической документации, контроль за правильной эксплуатацией и соблюдение техники безопасности, подготовка кадров и т. д. Технические мероприятия предусматривают техническое обслуживание и ремонт систем отопления, соблюдение требуемых режимов работы систем теплопотребления.

Организационная структура эксплуатации систем теплопотребления зависит от типа и мощности системы теплоснабжения, ее ведомственной подчиненности, характера теплопотребления.

В некоторых городах созданы специализированные хозрасчетные предприятия — дирекции объединенных котельных и тепловых сетей.

В Киеве функционирует производственное объединение «Киев- жилтеплосеть», подчиненное городскому исполнительному комитету Совета народных депутатов. В состав объединения входят 12 районов теплосети, два специализированных ремонтно-строительных управления и другие службы, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт тепловых сетей, центральных и индивидуальных пунктов, домовых и групповых котельных, а также систем отопления и горячего водоснабжения жилого фонда города. При жилищно-эксплуатационных конторах имеются опорные пункты теплосети.

Создание объединенных диспетчерских систем, как показал опыт их работы в Москве, Киеве й ряде городов УССР, при дистанционном управлении инженерным оборудованием зданий обеспечивает бесперебойную работу и управление оборудованием жилых и общественных эданий, повышает уровень обслуживания населения, снижает затраты тепловой и электрической энергии, уменьшает численность обслуживающего персонала и т. д.

С целью упорядочения эксплуатации теплоэнергетического хозяйства Совет Министров УССР принял постановление от 12 сентября 1983 г. №381 «О дополнительных мерах по повышению эффективности теплоэнергетического хозяйства городов и других населенных пунктов». Постановлением предусматривается создание при МЖКХ УССР на базе управления теплового хозяйства Министерства республиканского объединения по эксплуатации и ремонту систем теплоснабжения (Укртеплокоммунэнерго). Утверждена трехзвеньевая система управления теплоснабжением: МЖКХ УССР — республиканское объединение «Укртеплокоммунэнерго» — теплоснабжающее объединение, предприятие, организация. Постановлением предусматриваются также: осуществление мер по ликвидации и реконструкции действующих неэкономичных котельных в городах и других населенных пунктах с одновременным сокращением численности обслуживающего персонала и снижением расхода топлива; разработка схем теплоснабжения городов и других населенных пунктов; сооружение энергетических объектов, использующих вторичные и низкопотенциальные энергоресурсы, геотермальную и солнечную энергию и другие мероприятия.

В общественных зданиях и коммунальных предприятиях техническое обслуживание и ремонт санитарно-технических систем как правило, осуществляет служба эксплуатации, в которую входит инженер (техник) и слесари-сантехники. Ремонт этих систем может производиться также по договору специализированными организациями.

На промышленных предприятиях служба эксплуатации и ремонта санитарно-технических систем подчиняется главному энергетику (главному механику) предприятия. Структура этой службы может быть различной. На крупных предприятиях техническим обслуживанием и ремонтом систем руководит специальное бюро, которое составляет графики ремонта, контролирует качество эксплуатации, выполняет работы по реконструкции систем. Эксплуатацию и ремонт систем отопления осуществляет специальный цех или ремонтная мастерская. На некоторых предприятиях межремонтное обслуживание и ремонты систем теплопотребления выполняют цеховые ремонтные группы, в состав которых входят дежурные слесари.

На небольших промышленных предприятиях эксплуатация систем отопления возлагается на инженеров или техников, находящихся в подчинении главного механика предприятия и руководящих дежурными слесарями-сантехниками. Ремонт всех санитарно-технических систем, как правило, выполняется силами производственных цехов или ремонтно-механическим цехом предприятия. Большой объем ремонтных работ, например, при капитальном ремонте, может быть выполнен по договору специализированной ремонтно-строительной организацией.

Надежная и экономичная работа систем отопления и тепловых пунктов обеспечивается выполнением следующих мероприятий системы планово-предупредительных ремонтов (ППР): планированием профилактических и ремонтных работ с определением их трудоемкости для различного вида оборудования; установлением продолжительности ремонтных циклов, межремонтных периодов и структуры ремонтных циклов с учетом специфики работы оборудования; организацией проведения планируемых работ, обеспечением их необходимыми материалами, запасными частями, технической документацией; разработкой основных правил по обслуживанию и ремонту оборудования с соблюдением требований техники безопасности; контролем за качеством производимых работ.

Планирование и оформление отчетной документации планово-предупредительных ремонтов (ППР) тепловых пунктов и систем теплопотребления осуществляют эксплуатирующие организации, руководствуясь действующими инструкциями, нормами, положениями. Планирование ППР должно предусматривать разработку перспективных и годовых планов-графиков ремонта и профилактического обслуживания основного оборудования, определение объема ремонтных работ, составление сметы на капитальный ремонт, подготовку ведомости дефектов для выполнения текущего ремонта и т. д.

Система ППР включает межремонтное обслуживание, периодические профилактические работы, плановые (текущие и капитальные) ремонты.

Межремонтное обслуживание заключается в наблюдении за состоянием оборудования, устранении мелких неисправностей, наладке тепловых пунктов и систем отопления, соблюдении в условиях эксплуатации действующих инструкций и правил техники безопасности.

Основными задачами обслуживания тепловых пунктов являются: соблюдение в системе отопления требуемых расхода и параметров теплоносителя; устранение утечек теплоносителя; обеспечение бесперебойной и эффективной работы всего оборудования. В зависимости от структуры эксплуатации тепловые пункты обслуживают слесари-обходчики теплосети или дежурный персонал потребителя.

Обслуживающий персонал должен: знать оборудование теплового пункта и устройство системы отопления, номер элеватора, диаметр сопла, режим работы теплосети и системы теплопотребления, величину статического давления в системе отопления; выполнять указания диспетчера тепловой сети; содержать помещение теплового пункта в чистоте, не допускать в него посторонних лиц; в аварийных случаях отключать узел ввода от тепловой сети и немедленно извещать об этом район теплосети; знать и выполнять требования техники безопасности. Включение и выключение тепловых пунктов и систем отопления, а также регулирование расхода сетевой воды осуществляет обычно персонал тепловой сети. Перед включением в эксплуатацию тепловой пункт должен быть отремонтирован, промыт и опрессован. Слесари-обходчики не менее одного раза в две недели, проверяют состояние помещений, оборудования, запорно-регулирующей арматуры, трубопроводов, контрольно-измерительных приборов и средств автоматики, наличие пломб на элеваторах, дроссельных диафрагмах и приборах, предназначенных для учета тепловой энергии. Затем в журнал теплового пункта заносят показания манометров, термометров, водомеров (тепломеров), записывают все обнаруженные неисправности и отметки об их устранении, отмечают все случаи отключения и подключения вводов к тепловой сети. На каждый тепловой пункт по установленной форме необходимо составлять паспорт, один экземпляр которого должен находиться на тепловом пункте, а второй—в эксплуатационном районе тепловой сети.

Основными задачами технического обслуживания системы отопления являются: поддержание системы в исправном состоянии; систематический контроль за ее работой; устранение мелких неисправностей; обеспечение правильной ее эксплуатации.

Слесари-сантехники по техническому обслуживанию обязаны периодически осматривать систему отопления для выявления недостатков в ее работе и их устранения. Отопительные приборы, трубопроводы и запорно-регулирующую арматуру следует осматривать не менее двух раз за отопительный сезон с целью контроля качества обогрева помещений, проверки плотности соединений и состояния креплений отопительных приборов и трубопроводов. Трубопроводы, прокладываемые в технических подпольях, подвалах, чердаках и. лестничных клетках подлежат ежемесячному осмотру с целью проверки качества тепловой изоляции, плотности запорно-регулирующей арматуры и соединений трубопроводов. Обход всей системы отопления осуществляют дважды в год: осенью — при проверке готовности системы к отопительному сезону и весной — для выявления неисправностей и уточнения объема работ по плановому ремонту, производимому в летнее время. Мелкие неисправности (уплотнение сальниковой набивки в арматуре, затягивание резьбовых и фланцевых соединений) устраняют немедленно. При небольших течах в трубах допускается установка временных хомутов. Пришедшую в негодность тепловую изоляцию удаляют, трубы очищают от ржавчины, покрывают антикоррозионным слоем, после чего накладывают новую тепловую изоляцию.

Обслуживающий персонал обязан устранять неисправности по заявкам потребителей (жильцов), выполнять текущий ремонт, участвовать в проведении плановых ремонтов системы отопления, ликвидации аварий.

Все выявленные во время обходов неисправности и меры но их устранению должны быть зафиксированы в специальном журнале. Неисправности, не влияющие на работу системы отопления и которые не могут быть устранены немедленно, записывают в ведомость дефектов для устранения их в межотопительный период.

При каждом обходе системы отопления необходимо из нее выпускать воздух через воздухосборники, воздушные трубы и воздушные краны у отопительных приборов.

Обслуживающий персонал должен знакомить потребителей (жильцов) с правилами эксплуатации систем отопления, способом регулирования теплоотдачи отопительных приборов, объяснять причины их неудовлетворительной работы из-за закрытия приборов мебелью, декоративными решетками с малым живым сечением для прохода воздуха и т. д. Так, до сведения потребителя необходимо довести, что при закрытом воздушном клапане тепловая мощность конвектора «Комфорт» уменьшается в 3,3 раза, а при снятых панелях кожуха — в 1,5 раза. Очистку конвекторов от пыли с помощью пылесоса или щетки необходимо производить в начале отопительного сезона и один — два раза во время работы системы отопления. После окончания отопительного сезона клапан необходимо закрыть, что предохранит нагревательный элемент конвектора от попадания пыли в межотопительный период.

После окончания отопительного сезона для предотвращения попадания воздуха в систему отопления до начала ремонта ее оставляют заполненной сетевой водой. В процессе подготовки к отопительному сезону система должна быть отремонтирована, промыта и подвергнута гидравлическому испытанию.

Профилактические работы, проводимые согласно графику ППР, включают периодические осмотры и профилактические испытания.

Осмотры как самостоятельные операции, входящие в состав ремонтного цикла, планируют для водонагревателей, насосов центральных и индивидуальных тепловых пунктов, т. е. для оборудования, которое характеризуется большой трудоемкостью ремонта. Во время осмотров проверяют состояние оборудования, производят мелкий ремонт, чистку, промывку, выявляют дефекты эксплуатации, уточняют состав и объем работы, подлежащий выполнению при очередном плановом ремонте. Периодичность осмотров устанавливает главный инженер предприятия, эксплуатирующего тепловые пункты и системы теплопотребления. Как правило, для большей части оборудования проводят в порядке межремонтного обслуживания.

Профилактические испытания как самостоятельные операции планируют и проводят раз в год в летнее время между двумя очередными плановыми ремонтами только для особо ответственного оборудования с целью выявления его эксплуатационной надежности, безопасности обслуживания и предупреждения возникновения аварии.

Текущий ремонт является основным видом профилактического ремонта, направленного на обеспечение длительной и безотказной работы системы отопления, предупреждение ее износа и устранения неисправностей, возникших в процессе эксплуатации. Во время его проведения оборудование теплового пункта и систему отопления отключают от тепловой сети и производят необходимые ремонтные операции. Текущий ремонт тепловых пунктов и систем отопления осуществляют в летний период.

Наиболее характерными работами по текущему ремонту являются: замена отдельных участков трубопроводов и пришедших в негодность отопительных приборов; частичная замена вышедших из строя запор- но-регулирующей арматуры, фланцев и прокладок; смена сальниковой набивки в арматуре; восстановление тепловой изоляции трубопроводов и оборудования; чистка насосов, проверка их центровки с электродвигателями, чистка и смазка подшипников; чистка и ремонт воздухосборников, вантузов, конденсатоотводчиков, водонагревателей, грязевиков, средств автоматического регулирования и другого оборудования тепловых пунктов и систем отопления; снятие контрольно-измерительных приборов и сдача их на проверку; ремонт креплений трубопроводов и оборудования; промывка системы, ее гидравлическое испытание; окраска трубопроводов и оборудования.

Капитальный ремонт является наиболее сложным и полным по объему видом планового ремонта. При его проведении производится полная разборка оборудования тепловых пунктов, восстановление и замена изношенных деталей, узлов и участков трубопроводов системы отопления, испытание и наладка оборудования и сети трубопроводов. В объем капитального ремонта, кроме работ, выполняемых при текущем ремонте, входят также дополнительные работы, которые выявляются и фиксируются в ведомости дефектов при последнем в ремонтном цикле текущем ремонте: замена типа отопительных приборов; присоединение существующей системы отопления, снабжаемой теплом от местной котельной, к тепловой сети ТЭЦ или районной котельной; автоматизация и диспетчеризация системы теплопотребления; замена тепловой изоляции трубопроводов и оборудования; все строительные работы, связанные с капитальным ремонтом теплового пункта и системы отопления. При проведении капитальных ремонтов предусматривают мероприятия, направленные на улучшение технико-экономинеских показателей систем, повышение их эффективности в результате реконструкции и модернизации оборудования.

Сроки проведения и объемы работ по плановому ремонту систем теплопотребления эксплуатирующая организация согласовывает с потребителем-. В городах сроки проведения текущих и капитальных ремонтов теплового хозяйства регламентируются специальными положениями, утверждаемыми исполнительными комитетами городских Советов народных депутатов, как это сделано в г. Киеве.

Численность персонала, занятого обслуживанием и ремонтом отопительных котельных, тепловых сетей и систем теплопотребления определяется на основании расчета трудозатрат, выраженных в условных единицах, в соответствии с системой ППР.

При проведении ремонтных работ необходимо строго соблюдать правила техники безопасности. Подлежащий ремонту тепловой пункт должен быть с помощью запорной арматуры отключен от тепловой сети. На запорной арматуре следует вывешивать плакаты «Не открывать — работают люди!», «Не включать — в ремонте!». Производить ремонтные работы при избыточном давлении в трубопроводах не допускается.

Системы отопления. Проектирование и эксплуатация/ А. Я. Ткачук, Е. С. Зайченко, В. А. Потапов, А. П. Цепелев.— К. Будiвельник, 1985.

Экспертиза

на главную