Партнерский проект с компанией Руспроектэксперт

Тел.: 8-495-771-14-07

Проектирование


ДЕЙСТВИЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА В ОСОБЫХ СЛУЧАЯХ

При подготовке авиационной техники к полетам и во время проведения полетов, особенно при обучении молодых летчиков, возникают такие условия, когда инженерно-технический состав должен принимать срочные меры по ликвидации последствий неисправностей и спасению экипажа. Их часто называют особыми случаями. К ним относятся:

— выкатывание самолета при пробеге за пределы ВПП;

— самовыключение двигателя при разбеге, пробеге и рулении;

— отказ тормозов самолета на пробеге или рулении;

— посадка самолета на ВПП или вне ее с убранным шасси;

— складывание или подлом шасси при пробеге, разбеге, рулении;

— порыв покрышек колес шасси при пробеге, разбеге и рулении самолета;

— посадка самолета с грузами;

— пожар на самолете на земле при запуске двигателя или при других обстоятельствах;

— стихийные бедствия (шторм, наводнение, пожар на аэродроме и др.).

Для принятия необходимых мер в особых случаях на каждый полетный день (ночь, смену.) назначается команда технической помощи. В распоряжение команды выделяются:

— средства буксировки неисправных самолетов;

— подъемные приспособления самолета для выполнения работ с шасси;

— противопожарное имущество;

— средства запуска двигателя, запасные части самолета, шанцевый и бортовой инструмент.

На полеты выделяются трактор с тросом и салазками на прицепе, на которых находятся надувные мешки для подъема самолета, ломы, топоры, лопаты, а также тягач с буксировочными приспособлениями, комплектами колес, подъемников, заглушек на всасывающие каналы и реактивные сопла, бортового инструмента, баллоном с воздухом (азотом) и с двумя—тремя противопожарными баллонами.

Место расположения команды и выделенных для нее технических средств определяется заранее. Но, как правило, дежурный трактор находится в районе взлетнопосадочной полосы, а дежурный тягач — около командного пункта, откуда старшему команды слышен радиообмен с самолетами, в связи с чем команда может своевременно приготовиться к выполнению тех или иных работ и произвести их с разрешения дежурного по полетам.

Наиболее частыми из перечисленных случаев является выкатывание самолетов за пределы ВПП вследствие перегрева или неисправности тормозов, невыпуска или обрыва тормозного парашюта, отказа в системе посадочных щитков (закрылков) или по причине плохого расчета на посадку. В большинстве случаев, особенно при рыхлом грунте, выкатившийся за пределы ВПП самолет буксируют автотягачом в сторону от ВПП, а затем устраняют возникшую неисправность. Особую осторожность нужно соблюдать при буксировке самолета с неисправными тормозами, чтобы не допустить столкновения самолета с тягачом или другими препятствиями. Для буксировки самолета, выкатившегося за пределы ВПП, если руление невозможно, летчик вызывает через руководителя полетами дежурный тягач.

Реже встречается самовыключение двигателя на рулении, при посадке или па взлете. Наиболее опасно самовыключение двигателя на взлете, особенно во второй половине разбега. В этом случае летчик для предотвращения разрушения самолета и сохранения жизни экипажу и пассажирам может принять решение на уборку шасси. Для срочной уборки самолета с ВПП используется трактор. Специалист — прицепщик троса должен хорошо знать расположение узла аварийной буксировки. Концы троса должны быть приспособлены для сцепки. Только своевременность принятия решения и быстрота выполнения работ в особых случаях позволяют избежать помех в полетах.

В некоторых случаях вызывается дежурный автотягач к самолету, у которого на пробеге и реже при рулении отказывает тормозная система. Если неисправность произошла из-за обрыва тросовой проводки управления тормозами, то летчик обычно останавливает самолет, используя аварийную систему торможения. В этом случае самолет осторожно буксируется на свободную площадку, где устраняется неисправность. Чаще тормозная система становится малоэффективной из-за перегрева деталей тормозной системы. Если на самолете установлены камерные тормоза, то при высокой температуре на трущихся поверхностях материала тормозных колодок образуется коксообразный налет, который резко снижает коэффициент трения. Высокие температуры являются также причиной появления негерметичности в резиновых камерах тормозной системы. В условиях повышенных температур тормозные системы с металлокерамическими дисками работают более надежно. Следовательно, при организации полетов при высоких температурах окружающего воздуха команде технической помощи необходимо больше внимания уделять самолетам, выполняющим полеты по кругу, так как у этих самолетов наиболее вероятны случаи отказа тормозной системы из-за перегрева тормозов.

Довольно редко встречаются случаи посадки самолетов с невыпущенным шасси на ВПП или вне аэродрома. Однако необходимо быть готовым к срочному принятию мер по ликвидации последствий даже таких отдельных случаев.

Если взлетно-посадочная полоса с бетонированным покрытием, то при посадке на нее самолета с убранным шасси не исключена возможность возникновения пожара из-за разрушения топливных баков. В этом случае принимают срочные меры по спасению пассажиров и экипажа (не исключена возможность заклинивания фонарей кабин или крышек люков) и тушению пожара. Для спасения пассажиров и экипажа могут понадобиться такие приспособления, как ломы, топоры для вскрытия обшивки и разрушения остекления фонаря кабины. Целесообразно использовать для выполнения этих работ воздушные или электрические дрели с дисковыми фрезами, позволяющие быстро и без особой опасности для спасаемых вскрыть обшивку или остекление фонарей кабин в случае их заклинивания.

Одновременно при организации тушения пожара нужно оценить степень опасности возникновения взрыва и принять меры предосторожности для команды технической помощи, участвующей в тушении. Если пожар распространяется внутри всасывающих каналов или в отсеке двигателя, целесообразно закрыть заглушками всасывающий канал и реактивное сопло и через один из люков осмотра двигателя подвести углекислоту или другую противопожарную жидкость. Нужно напомнить летчику о включении самолетных противопожарных средств тушения «пожара, если они не были использованы. Если обстановка во время полетов требует немедленного удаления горящего самолета с ВПП, принимают меры к аварийной буксировке самолета в подветренную сторону, не прекращая тушения пожара.

Если существующими средствами тушения пожар ликвидировать не удается, после спасения пассажиров и экипажа следует принять решение об отходе личного состава от горящего самолета, так как возможны несчастные случаи из-за взрыва топливных баков и кислородных баллонов.

Почти все посадки самолетов на грунт с убранным шасси оканчиваются незначительными повреждениями, для восстановления которых требуется небольшой объем ремонтных работ. При этом основная задача команды технической помощи заключается в подъеме самолета и установке его на самолетные подъемники. Поднимают самолет одним из трех способов:

— автокраном или вертолетом;

— пневматическими мешками;

— выкапывают траншеи под стойками шасси, выпускают их и выводят самолет из профилированной траншеи.

Наименее трудоемок первый способ. Применяя его, необходимо оценить, как изменилось положение центра тяжести самолета с убранным шасси при имеющемся остатке топлива в баках. Если имеется возможность, целесообразно перекачать топливо в баки, близко расположенные к центру тяжести, или слить его из топливной системы. Подвесную тросовую систему следует крепить к главным силовым элементам крыла или специальным рым-болтам. Для страховки от переворачивания можно подвести тросы подвесной системы к болтам стыковки хвостовой и носовой частей фюзеляжа. Поскольку большинство самолетов имеет среднее или верхнее расположение крыльев, то, чтобы установить небольшой самолет на подъемники, необходимо поднять его вверх не более чем на 0,5—1,0 м.

Учитывая, что на современных самолетах посадка с убранным шасси осуществляется с выпущенной передней стойкой шасси, использование пневматических мешков для установки самолета на подъемники также не представляет особого труда. В этом случае следует предусмотреть установку под мешки дополнительных постаментов, так как высота накачанных мешков может оказаться недостаточной для установки самолета на подъемники. Пневматические мешки подводят под крыло так, чтобы поверхность их соприкосновения с обшивкой не имела острых выступов. Кроме того, зона основных стоек шасси должна быть свободна. Для облегчения работ можно удалить слой грунта под опорными поверхностями подъемников.

Наиболее трудоемким является способ выпуска основных стоек шасси в выкопанные траншеи. Его целесообразно применять только тогда, когда нет других средств, необходимых для подъема самолета. При этом способе требуется выполнить большой объем земляных работ и усложняется вывод самолета на ровный участок поверхности земли для подготовки к транспортировке.

Случаи складывания или подъема шасси на пробеге, разбеге, рулении — явление редкое и в большинстве своем связано с несоблюдением летным составом инструкции по технической эксплуатации данного типа самолета или неисправностью в системе фиксирования стоек шасси в выпущенном положении. Если летчик, не дождавшись увеличения давления в гидросистеме после выпуска шасси, переведет кран управления шасси в нейтральное положение, возможна самопроизвольная уборка шасси на пробеге. Обычно она начинается с уборки передней стойки шасси, поэтому предотвратить ее можно экстренным передвижением крана шасси в положение «Выпущено».

Излом стоек шасси в процессе эксплуатации встречается крайне редко и происходит только при очень грубой посадке. При поломке стойки шасси необходимо установить самолет на подъемники и заменить поврежденную стойку исправной.

Во время полетов необходимо быть всегда готовым к замене колес шасси в случае повреждения авиашин. Чаще всего авиашины повреждаются при эксплуатации самолетов на аэродромах, имеющих металлическое покрытие взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек. Ослабление крепежных скоб приводит к глубоким порезам авиашин по поверхности соприкосновения колеса с полосой, а сруливание с рулежной полосы, имеющей загнутые металлические плиты, к глубоким боковым порезам. Разрушение авиашин в результате порезов при посадке самолета вызывает внезапное изменение направления движения самолета. На аэродромах с бетонированным покрытием полос и дорожек выработка покрышек проявляется чаще в виде глубоких лысок вследствие неграмотного пользования тормозной системой. При негерметичности авиашин необходимо срочно снять колеса шасси с неисправными авиашинами и поставить запасные колеса из комплекта, расположенного на дежурном тягаче. Если самолет с негерметичной авиашиной остановился на полосе с искусственным покрытиемn и является помехой для проведения полетов, его необходимо осторожно (чтобы сохранить металлическую часть колеса) отбуксировать на грунт. При замене колеса особое внимание следует обратить на состояние полуоси и стойки шасси -в целом, на узлы ее подвески и соединения с цилиндром уборки-выпуска.

При возникновении пожара на самолете на стоянке или заправочной линии необходимо срочно убрать из этой зоны другие самолеты (или горящий самолет) — удалить их (его) на безопасное расстояние — и одновременно принять меры к тушению пожара.

При стихийном бедствии на аэродроме (пожар, ураган, наводнение) весь личный состав прибывает на аэродром и по указанию старших начальников принимает участие в спасении авиационной техники.

Следует помнить, что только четкие действия натренированного на практической работе состава команд технической -помощи могут предотвратить тяжелые последствия рассмотренных выше особых случаев, возникающих иногда во время полетов.

Техническая эксплуатация авиационной техники. М., Военное издательство, 1967.

Экспертиза

на главную