ЭКСПЛУАТАЦИЯ БАЛЛОНОВ, РАБОТАЮЩИХ ПОД ДАВЛЕНИЕМ ВЫШЕ 0,7 кГ/см3 И ТЕМПЕРАТУРЕ ДО +50° С, И УХОД ЗА НИМИ

В зависимости от емкости баллоны разделяются на две группы:

— малого литража—емкостью до 12 л включительно;

— большого литража — емкостью более 12 л.

Баллоны с горючими газами отличаются от баллонов с негорючими газами.

Боковые штуцера вентилей баллонов, наполняемых водородом и другими горючими газами, имеют левую резьбу, а баллонов, наполняемых кислородом, воздухом и другими негорючими газами,— правую резьбу.

Для присоединения шлангов с наконечниками, имеющими правую резьбу, на вентили ацетиленовых баллонов навинчиваются переходники с правой резьбой.

Вентили баллонов для кислорода ввертываются на глете, не содержащем жировых веществ, на фольге или с применением жидкого натриевого стекла и не имеют просаленных или промасленных деталей и прокладок.

К каждому баллону заводом-изготовителем прикладывается в одном экземпляре паспорт установленной формы.

На баллонах около горловины или расходно-наполнительного штуцера выбиваются следующие данные (рис. 2.4):


— марка завода-изготовителя;

— марка баллона (для стандартных баллонов);

— номер баллона;

— вес баллона в кГ;

— дата (месяц и год) изготовления (испытания) и следующего освидетельствования;

— рабочее давление в кГ/см2;

— пробное гидравлическое давление в кГ/см2;

— емкость баллона в л;

— клеймо ОТК завода-изготовителя (круглой формы диаметром 10 мм).

Высота знаков клеймения на баллонах малого литража должна быть не менее 6 мм, а на баллонах большого литража не менее 8 мм.

После испытания на баллоне выбивается дата проверки и дата очередного испытания.

Места, где выбиты паспортные данные, покрываются бесцветным лаком и обводятся рамкой красного цвета.

На баллонах емкостью менее 5 л или с толщиной стенок менее 5 мм паспортные данные выбиваются на пластинке, припаянной к баллону, или наносятся эмалевой (масляной) краской на корпус баллона.

Клеймение баллонов зубилом и другими инструментами, кроме пуансона, не разрешается.

Баллоны окрашивают, наносят надписи и опознавательные полосы масляными, эмалевыми и нитрокрасками в зависимости от назначения в цвета, указанные в табл. 2.2.


Окраску и нанесение надписей на новых баллонах осуществляют заводы-изготовители, а в дальнейшем наполнительные станции или испытательные пункты.

Надписи на баллонах большого литража наносятся на длину не менее половины окружности, а полосы на всю окружность. Высота букв 60 мм, ширина полосы 25 мм. Размеры надписи и полос на баллонах малого литража зависят от величины поверхности баллонов.

Несъемные баллоны, установленные на автомобилях и других транспортных средствах, могут окрашиваться под цвет автомобиля.

Цвет окраски и текст надписей для баллонов, используемых в специальных установках или предназначенных для наполнения газами специального назначения, устанавливаются только органами Котлонадзора.

Периодическое освидетельствование баллонов производится на заводах-наполнителях или на испытательных пунктах лицами, имеющими соответствующую техническую подготовку, квалификация которых проверена представителем органа Котлонадзора. В тех местах, где таких специалистов нет, баллоны освидетельствует инспектор Котлонадзора.

Освидетельствование баллонов, за исключением баллонов для ацетилена, включает:

— осмотр внутренней и наружной поверхностей;

— проверку веса и емкости (баллонов до 12 л включительно) ;

— гидравлическое испытание.

При осмотре баллонов проверяют, нет ли коррозии, трещин, вмятин и других повреждений на стенках, и устанавливают пригодность баллонов к дальнейшей работе. Перед осмотром их тщательно очищают и промывают водой, а при необходимости соответствующим растворителем или дегазируют.

После освидетельствования на каждом баллоне, пригодном для дальнейшего использования, выбиваются клеймо завода-наполнителя (испытательного пункта), на котором произведено освидетельствование баллона (круглой формы диаметром 12 мм), и дата произведенного и следующего освидетельствования (выбивается в одной строке с клеймом завода-наполнителя или испытательного пункта).

На забракованных баллонах, рядом с датой последнего освидетельствования лицо, осуществлявшее его, выбивает круглое клеймо диаметром 12 мм с изображением креста внутри круга, а сами баллоны приводит в негодность нанесением насечек на резьбе горловины (зарядного штуцера), исключающих возможность их дальнейшего использования.

Баллоны освидетельствуют в отдельных, специально оборудованных помещениях с температурой воздуха не ниже +12°.

Для осмотра внутренних стенок баллонов допускается применение электрического освещения с напряжением не выше 12 в, причем арматура ручной лампы и ее штепсельное соединение должны быть взрывобезопасными.

Запрещается наполнять газом баллоны, у которых истек срок периодического освидетельствования, нет установленных клейм, неисправны вентили, поврежден корпус (трещины, сильная коррозия, заметное изменение формы, окраска и надписи не соответствуют требованиям), повреждены, косо или слабо наложены башмаки.

Ремонт баллонов (перенасадка башмаков и колец для колпаков) и вентилей, как правило, выполняется на заводах-наполнителях или в специальных мастерских.

Вентиль после ремонта, связанного с его разборкой, обязательно проверяется на герметичность при рабочем давлении.

Вентили (штуцера, заглушки), ввертываемые в баллоны, должны быть исправны. Хвостовик вентиля предварительно смазывается глетом, замешанным на чистой воде (без масла, жиров и других загрязнений). Применять в качестве уплотнения паклю, пеньку, ветошь и другие горючие материалы категорически запрещается.

На вентиле, плотно ввернутом в горловину баллона, должно оставаться две—пять запасных ниток резьбы.

Очистка, окраска и ремонт наполненных газом баллонов и сосудов не разрешаются.

Баллоны, отправляемые для наполнения, должны иметь остаточное давление газа не менее 0,5 кГ/см2, а содержащие растворенный ацетилен — остаточное давление не менее указанного в табл. 2.3.


Если на месте потребления газ из-за неисправности вентилей выпустить нельзя, баллоны возвращают на наполнительную станцию.

Баллоны с газом, устанавливаемые в помещениях, располагают от отопительных приборов на расстоянии не менее 1 м, от газовых плит — не менее 1,5 м, от печей и других источников тепла с открытым огнем — не менее 5 м.

При наличии у отопительных приборов экранов, предохраняющих баллоны от местного нагрева, расстояние между экранами и баллонами должно быть не менее 100 мм.

В сварочной мастерской при наличии не более десяти сварочных постов каждый пост может иметь по одному запасному баллону с кислородом и ацетиленом. Хранятся они в специальных пристройках из несгораемых материалов или ограждаются стальными щитками. При наличии в мастерской более десяти сварочных постов устанавливается централизованное снабжение газами.

Хранение в одном помещении баллонов с кислородом и баллонов с горючими газами не допускается.

Наполненные баллоны хранят в вертикальном положении в специально оборудованных гнездах, клетках (или ограждают барьером), а баллоны, которые не имеют башмаков, в горизонтальном положении на деревянных рамах или стеллажах.

При хранении на открытых площадках разрешается также укладывать баллоны с башмаками в штабеля с прокладками из веревки, деревянных брусков или резины между горизонтальными рядами баллонов. При укладке в штабеля (высота штабелей допускается не более 1,5 м) все вентили обращают в одну сторону.

Наполненные газом баллоны перевозят на рессорном транспорте или на автокарах в горизонтальном положении обязательно с прокладками между ними. В качестве прокладок применяются деревянные бруски с вырезанными гнездами, а также веревочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм (по два кольца на баллон) или другие прокладки, предохраняющие баллоны от ударов друг о друга.

При погрузочно-разгрузочных работах, транспортировке и хранении баллонов принимают меры против их падения, повреждения и загрязнения. При хранении на баллоны должны быть навернуты предохранительные колпаки. Кроме того, если они наполнены газами, при перевозке или хранении их надо обязательно защитить от воздействия солнечных лучей.

Личный состав, непосредственно работающий с балонами, сдает ежегодно техминимум по эксплуатаций, хранению и перевозке баллонов.

Техническая эксплуатация авиационной техники. М., Военное издательство, 1967.

на главную