Партнерский проект с компанией Руспроектэксперт

Тел.: 8-495-771-14-07

Проектирование


МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКЕ

В процессе технической эксплуатации авиационной техники в случае неграмотного или небрежного выполнения работ обслуживающий персонал может получить тяжелые травмы. Поэтому к работам на авиационной технике допускаются только авиационные специалисты, хорошо знакомые с ней и знающие меры безопасности, необходимые при ее эксплуатации. Следует помнить, что из-за ограниченных доступов к деталям и агрегатам самолета при небрежном пользовании инструментом возможны травмы рук. При работах на крыле и хвостовом оперении нужно следить за аккуратностью установки стремянок и лестниц, а также за правильностью крепления трапов, так как возможно падение на землю с последующими ушибами или костными переломами.

На самолетах применяются специальные жидкости и газы, агрессивно действующие не только на кожу, но и на весь организм человека, некоторые из них взрывоопасны, поэтому при заправке ими систем самолетов необходимо принимать меры безопасности, изложенные в инструкциях по эксплуатации или в специальных брошюрах.

При работе на авиационной технике, имеющей вращающиеся несущие или создающие тягу винты, попадание в зону вращения винта опасно для жизни. Опасно также находиться ‘вблизи всасывающих каналов работающих турбореактивных двигателей или в районе действия реактивной струи с большой скоростью и высокой температурой газового потока.

Особая предосторожность нужна при работе на самолетах, оснащенных вооружением и катапультируемыми сиденьями. Так, запрещается работать с арматурой в кабинах таких самолетов, если в это время подготавливается вооружение вне кабины.

Ниже приводится краткий перечень мер безопасности при выполнении работ на отдельных системах, с аппаратурой или станциями авиационной техники.

При выполнении работ в кабинах:

1. Перед началом работ, еще до посадки в кабину, для предотвращения случайного выстрела, складывания шасси и самопроизвольного включения электрических агрегатов проверяют:

— установлены ли предохранительные чеки на все пиромеханизмы катапультируемых сидений, а также предохранительные чеки на рычаги, перемещение которых может привести к непроизвольному срабатыванию пиромеханизмов;

— закрыты ли кнопки аварийного сбрасывания бомб и оружия предохранительными колпачками и скобами и плотно ли прилегают колпачки кнопок тормозных парашютов и сброса пилонов наружных подвесок к панелям;

— находятся ли переключатели кранов выпуска шасси и закрылков в нейтральном (выключенном) положении;

— выключены ли переключатели электроцепей, соединяющих источники электроэнергии с бортовой сетью;

— выключены ли цепи питания электроэнергией са- моликвидаторов аппаратуры.

2. Не допускается посадка в кабину с инструментом и посторонними предметами в карманах, так как их потеря может привести к заклиниванию управления самолетом в полете.

3. Все работы в кабине и на других объектах по осуществлению контроля за состоянием авиационной техники специалисты различных служб выполняют только с разрешения техника самолета.

4. При монтажно-демонтажных работах предусматривают специальные сортовики для укладки болтов, винтов и других крепежных деталей, исключающих их потерю в процессе работы. Ящики, как правило, подвешивают с внешней стороны кабины в удобном для работы месте.

При подготовке к запуску, запуске и опробовании двигателей:

1. Перед запуском двигателя обычно проверяют:

— наличие противопожарных средств вблизи авиационной техники;

— наличие и исправность упорных колодок под колесами и швартовочных приспособлений, крепление последних к самолету;

— установлен ли рычаг управления двигателем в положение «Малый газ».

2. На самолетах легкомоторной и транспортной авиации иногда появляется необходимость в проворачивании винта для последовательной заливки пусковым топливом цилиндров. При этом принимаются меры предосторожности, чтобы проворачивание винта не привело к неожиданному запуску двигателя. Во избежание несчастных случаев предусмотрена система последовательно подаваемых команд лицами, проворачивающими винт и находящимися в кабине. Винт самолета проворачивают при выключенном зажигании специальным приспособлением, исключающим нахождение человека в плоскости его вращения.

3. Работающие авиационные двигатели являются источником больших шумов, поэтому для предохранения органов слуха от повреждения все регулировочные работы, как правило, выполняют в шлемах.

4. Во время контроля факеления форсунок на работающем двигателе самолет по возможности разворачивают так, чтобы струя газов сносилась в сторону боковым ветром, кроме того, проверяющий обязательно пользуется защитным прозрачным козырьком.

5. Во избежание возникновения пожара запрещается на работающем двигателе производить промывочные работы или расконсервацию легковоспламеняющимися жидкостями.

6. При появлении дыма в кабине двигатель немедленно выключают и определяют неисправность. До тех пор пока причина дымления не будет точно установлена и неисправность не устранена, двигатель не запускают.

7. Если опробование двигателя производится со снятой хвостовой частью самолета или со снятыми капотами мотогондол, во избежание ожогов рук не следует дотрагиваться до нагретых деталей двигателя: камер сгорания, корпусов турбин, реактивного насадка, фланцев реактивной трубы, диффузора форсажной камеры и т. д.

8. Во время работы двигателя обслуживающему персоналу не следует находиться в опасной зоне, впереди и сзади самолета. Граница опасной зоны устанавливается для каждого типа самолета индивидуально в зависимости от расположения двигателей, их тяги, наличия форсажных камер, количества двигателей и конструкции воздухозаборников. Чем ближе находится человек к воздухозаборнику самолета при работающем двигателе, тем сильнее действуют на него засасывающие усилия.

9. Во время опробования двигателя обслуживающему персоналу запрещается находиться на самолете вне кабины или производить какие-либо работы, не связанные с опробованием двигателя.

При буксировке и рулении с работающими двигателями запрещается находиться на самолете вне кабин либо выходить из кабин самолета и автотягача до полной их остановки.

При проведении работ с шасси и щитками:

1. Подъемники, на которые устанавливаются самолеты для выполнения работ с шасси, должны быть исправными. Устанавливать их необходимо опорами под специально предусмотренные детали конструкции самолета. Поднимать самолет на подъемники можно только после проверки их крепления на поверхности земли (особенно зимой). Невыполнение этих условий может привести к деформации конструкции и падению самолета.

2. Проверочные работы по уборке и выпуску шасси, а также щитков (посадочных и тормозных) проводят по предупредительным командам «От шасси!», «От щитков!» и др. При этом уборку и выпуск шасси и щитков производят только после получения ответной команды «Есть от шасси» или «Есть от щитков».

3. При работе в отсеке тормозных щитков во избежание их неожиданной уборки предварительно стравливают давление в гидросистеме <и отключают электропитание, а переключатель щитков устанавливают в положение «Выпущено». При наличии крана кольцевания системы тормозных щитков вначале открывают кран, а затем проводят работы в зоне выпущенных щитков. Неожиданная уборка или выпуск шасси и щитков и других механизмов может привести к травмам.

4. При убранном шасси и нахождении авиационной техники на подъемниках не допускается проведение каких-либо работ, не связанных с контролем за работоспособностью и плотностью прилегания щитков шасси.

5. Давление азота (воздуха) из амортизаторов шасси стравливают с помощью специальных приспособлений и ни в коем случае не выворачиванием корпуса зарядного клапана, так как под давлением корпус может с большой скоростью вылететь из гнезда и нанести телесные повреждения.

6. Зарядку авиашин колеса шасси производят от аэродромных баллонов и только через специальное приспособление с манометром, предварительно убедившись в надежности посадки съемной реборды. Несоблюдение этих мер может привести к разрушению колеса и физическим травмам.

При работе с катапультируемыми сиденьями:

1. Монтаж и демонтаж сидений на самолете осуществляют техники только после разрядки пиромеханизмов специалистами по авиационному вооружению. Капсулированные шайбы для отстрела при проверке срабатывания систем в отличие от пиропатронов окрашиваются в другой опознавательный цвет.

2. Для технического обслуживания катапультируемых сидений допускаются специалисты, в совершенстве знающие все особенности сиденья данного типа.

3. При работе в кабине на катапультируемое сиденье обязательно устанавливают предохранительные и наземные чеки.

При замене двигателя:

1. Во избежание падения крана с двигателем и увечий личного состава ручками лебедок до проведения работ необходимо проверить:

— установлена ли стрела крана в положение, соответствующее весу двигателя;

— целы ли тросы поднятия стрелы крана и поднятия груза;

— надежно ли работают механизмы, стопорящие систему подъема от проворачивания противоположную сторону под действием веса двигателя.

2. Подвеску двигателя к крюку крана осуществляют только за специальное и исправное приспособление, закрепленное за все предусмотренные для данной конструкции двигателя точки подвеса.

3. Во избежание разрушения трубопроводов, шлангов и тяг управления и раскачки двигателя, прежде чем поднять его, необходимо проверить, отсоединены ли они от двигателя.

4. Личному составу запрещается находиться под поднятым на стреле крана двигателем, так как это опасно для жизни.

5. При перемещении кранов вручную следует избегать касания стрелой крана о провода электролиний.

При работе с баллонами, наполненными сжатыми газами:

1. Во избежание разрывов нельзя пользоваться аэродромными или самолетными баллонами, наполненными сжатыми газами, у которых истекли сроки проверки Котлонадзором, а также ударять баллоны при погрузочно-разгрузочных работах.

2. Резкое открытие вентилей баллонов может привести к динамическому разрушению элементов заправляемых систем или к воспламенению в кислородных системах. Для предотвращения взрыва кислородных баллонов необходимо пользоваться только обезжиренным инструментом и работать в перчатках.

3. Перед отсоединением шланга от штуцера заправки систему предварительно перекрывают вентилем и стравливают давление из шланга, так как при несоблюдении этого требования возможны поломка бортового штуцера и нанесение травм и повреждений наконечником шланга при истечении из него газа.

При работе с электросистемами самолета:

1. При работе с аккумуляторами не исключены случаи попадания электролита на одежду и кожу, что приводит к повреждениям одежды и к ожогам, если не принять меры предосторожности. При составлении раствора электролита медленно вливают тонкой струей кислоту в дистиллированную воду, так как вливание дистиллированной воды в кислоту приводит к «кипению» раствора и вызывает разбрызгивание электролита. Места, облитые (забрызганные) электролитом, нейтрализуют щелочными растворами.

2. Во избежание короткого замыкания и возникновения пожара все ремонтные работы выполняют в обесточенных электроцепях.

При работе с радиотехническим оборудованием:

1. Перед началом работ необходимо ознакомиться с предупредительными надписями, например: «Запрещается производить съемку или установку блоков станций без предварительного отключения ее от источников электропитания», так как в некоторых блоках поддерживается напряжение более 10 000—15 000 в.

2. Следует помнить, что длительное пребывание в зонах излучения антенн радиотехнических станций вредно для здоровья.

3. Особая осторожность также требуется при работе со станциями, имеющими цепи взрыва. Работы на них выполняют только при обесточенных цепях взрыва.

Техническая эксплуатация авиационной техники. М., Военное издательство, 1967.

Экспертиза

на главную