Партнерский проект с компанией Руспроектэксперт

Тел.: 8-495-771-14-07

Проектирование


НАЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ РЕМОНТА

В процессе эксплуатации любого самолета физически изнашиваются как его отдельные элементы, так и вся конструкция в целом. Под физическим изнашиванием понимается материальный износ деталей, узлов и агрегатов самолета, в результате которого изменяются рабочие параметры авиационной техники и снижается надежность ее работы. Самолет изнашивается и тогда, когда он не используется, т. е. находится на хранении. Следовательно, периодически его надо частично или полностью восстанавливать, т. е. выполнять ремонтные работы большего или меньшего объема. Таким образом, эксплуатация самолета немыслима без его ремонта.

Под ремонтом следует понимать совокупность организационно-технических мероприятий, направленных на устранение дефектов и неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации авиационной техники, с целью сохранения или восстановления летно-технических характеристик. Высококачественный ремонт обеспечивает высокую надежность работы самолетного парка.

Общее техническое состояние авиационной техники до известной степени характеризуется числом часов работы в воздухе или количеством совершенных посадок. Чем больший период времени авиационная техника находится в эксплуатации, тем в большей степени она теряет свою работоспособность. Для исключения возможности резкого снижения работоспособности того или иного элемента конструкции через определенные промежутки времени на самолете проводятся осмотры и регламентные работы, при этом определяется техническое состояние элементов конструкции, вскрываются появившиеся дефекты и неисправности, устранение которых осуществляется с помощью ремонта.

С течением времени, несмотря на выполнение в процессе эксплуатации указанных выше работ, усталость материала, естественные износы в деталях и механизмах достигают таких значений, при которых нарушается их нормальная работа. Наступает такой период эксплуатации авиационной техники, когда износы в элементах конструкции достигают недопустимо большой величины, а совместное действие усталости материала и износов приводит к резкому снижению надежности конструкции. В таких случаях авиационная техника нуждается в капитальном ремонте, при котором восстанавливаются или заменяются наиболее изношенные или поврежденные элементы конструкции, а всему самолету устанавливается новый срок службы.

Допустимая наработка (срок службы) авиационной техники, в течение которой (которого) обеспечивается ее надежная работа при соблюдении правил эксплуатации, ремонта и хранения, определяет технический ресурс.

Под межремонтным ресурсом понимается допустимая наработка (срок службы) авиационной техники до очередного капитального ремонта.

В процессе эксплуатации авиационной техники и восстановления ее технического ресурса объем ремонтных работ может значительно изменяться в зависимости от степени изношенности техники, характера повреждений и др. В связи с этим в практику работы введена определенная классификация ремонта с разделением его на следующие виды: текущий, профилактический (средний) и капитальный (восстановительный).

Видами ремонта называются различные по объему и содержанию восстановительные работы, характеризующие техническое состояние авиационной техники.

Работы, связанные с устранением повреждений и неисправностей отдельных узлов и агрегатов авиационной техники, появившихся в результате ее применения или в процессе эксплуатации, относятся к текущему виду ремонта. Заключается он главным образом в замене поврежденных агрегатов, узлов и деталей с последующей отладкой и регулировкой механизмов и устройств. По мере увеличения срока службы авиационной техники в ее деталях, узлах и агрегатах износы нарастают, начинают появляться дефекты, связанные с усталостью материала. В связи с этим объем ремонтных работ по их устранению будет больше, а сами работы значительно сложнее.

Профилактический (средний) ремонт производится для восстановления ресурса отдельных систем, агрегатов и механизмов или их восстановления при повреждениях, а также для поддержания высокой надежности авиационной техники, обеспечивающей выработку установленного ей ресурса. Он проводится через определенное количество часов наработки (налета) или после определенного количества лет эксплуатации.

При профилактическом ремонте проверяются системы, узлы и детали, которые предусмотрены действующей технологической документацией, и устраняются все выявленные неисправности.

Капитальный (восстановительный) ремонт производится для восстановления ресурса авиационной техники после выработки установленного межремонтного ресурса или при повреждении (выходе из строя) основных элементов конструкции и систем авиационной техники.

При капитальном ремонте производится проверка всех систем, узлов и деталей авиационной техники и их восстановление в зависимости от выявленных неисправностей.

Авиационной технике, прошедшей капитальный ремонт, устанавливается новый межремонтный ресурс.

Эксплуатация самолетов, подвергшихся капитальному или профилактическому ремонту, разрешается только после проверки их в контрольном полете. Результаты контрольного полета и заключение летчика записываются в формуляр самолета.

Техническая эксплуатация авиационной техники. М., Военное издательство, 1967.

Экспертиза

на главную