ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Под уходом за авиационной техникой понимается комплекс периодически выполняемых на ней работ с целью сохранения ее летных качеств и поддержания в постоянной исправности и готовности к полетам в процессе технической эксплуатации и хранения.

Свыше 95% срока всей службы самолета приходится на его хранение на аэродроме и только около 3—5% на полеты. Поэтому безотказная работа авиационной техники может быть обеспечена только при строгом соблюдении правил ухода за ней, ее хранения и длительного сбережения.

При организации ухода и сбережения авиационной техники должны учитываться условия ее размещения и технической эксплуатации, а также климатические особенности района базирования, особенно климатических условий Заполярья и Средней Азии, о которых не всегда говорится в инструкциях и регламентах технической эксплуатации.

В настоящее время в большинстве случаев самолеты хранятся на открытых стоянках, а следовательно, подвергаются вредному воздействию атмосферных условий. Под влиянием атмосферных условий понимают воздействие на авиационную технику влаги и атмосферных осадков, температуры окружающего воздуха и солнечных лучей, ветра, пыли и грязи. Из сочетания атмосферных условий складываются климатические условия местности.

Различные климатические условия, воздействующие на авиационную технику в процессе ее эксплуатации и хранения, могут вызывать разрушение защитных покрытий, появление коррозии, структурные изменения в материалах, изменять механические свойства отдельных деталей (например, резиновых изделий), а также характеристики и работоспособность некоторых агрегатов.

При изменении температуры происходит конденсация паров, содержащихся в воздухе. Влага и частицы пыли, осаждаясь на металлических изделиях, вызывают в них коррозию.

Резкие температурные колебания приводят к дополнительным напряжениям и деформациям в конструктивных элементах авиационной техники.

Под вредным действием солнечной радиации — ультрафиолетовых лучей — изменяются свойства резино-технических изделий, льняных и хлопчатобумажных тканей; они снижают свою эластичность и прочность. При длительном воздействии солнечных лучей резина становится рыхлой и растрескивается. Некоторые прозрачные пластики мутнеют, приобретают иную окраску и также растрескиваются (серебрятся).

При высоких температурах уменьшается упругость резиновых изделий и их сопротивляемость износу. При низких температурах резина становится хрупкой, ухудшаются ее уплотнительные свойства.

Лакокрасочные покрытия под действием влаги и солнца разрушаются, растрескиваются, омеляются, коробятся и отстают.

Попадание влаги и пыли в топливную, гидравлическую, воздушную и другие системы самолета может вызвать отказы в работе отдельных агрегатов этих систем.

Вода является источником коррозии металлов и создает благоприятные условия для ее быстрого развития.

Наиболее распространенной причиной коррозии является совместное действие на детали и агрегаты влаги, пыли и промышленных газов, находящихся в воздухе (SO2, NH3 и др.). Наличие во влаге солей, кислот и щелочей сильно влияет на развитие электрохимической коррозии. Например, в приморских районах атмосфера, насыщенная частицами хлористых солей, создает благоприятные условия для бурного развития коррозии.

Из всех факторов, снижающих долговечность и работоспособность агрегатов авиационной техники, коррозия причиняет наибольший вред. Поэтому ей и мероприятиям по ее устранению и предупреждению уделяется большое внимание.

Уход за авиационной техникой во время эксплуатации и хранения должен способствовать тому, чтобы ее аэродинамические и летно-технические качества не ухудшались и работоспособность всех механизмов и агрегатов не нарушалась. Необходимо помнить, что самолет меньше разрушается от коррозии, когда он постоянно летает, и, наоборот, быстрее разрушается, если находится в бездействии. Поэтому за самолетами, которые мало летают, уход и контроль должны быть усилены.

Самолеты обычно хранятся в различных условиях. Большинство из них систематически участвует в полетах и постоянно находится в исправном состоянии, некоторые по разным причинам (резервные, находящиеся на доработках или длительном ремонте, транспортируемые железнодорожным транспортом и др.) имеют длительные перерывы в полетах и поэтому для сохранности подвергаются консервации.

Для обеспечения безотказной работы авиационной техники и поддержания ее в постоянной исправности существуют различные виды осмотров и регламентных работ, объемы которых определяются соответствующей технической документацией и регламентами.

В данной главе излагаются общие вопросы ухода за авиационной техникой и ее хранения в различных климатических условиях.

Техническая эксплуатация авиационной техники. М., Военное издательство, 1967.

на главную