Партнерский проект с компанией Руспроектэксперт

Тел.: 8-495-771-14-07

Проектирование


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Под эксплуатацией авиационной техники подразумевается комплекс мероприятий, включающих использование ее летным экипажем для выполнения задания на полет, а также поддержание ее в исправном и готовом к вылету состоянии инженерно-техническим персоналом.

Если одним из основных факторов по обеспечению безотказной работы в полете авиационной техники является требование технически грамотной эксплуатации ее летным экипажем, то в наземных условиях для той же цели она должна быть -подвергнута ряду осмотров и подготовок инженерно-техническим составом. В зависимости от налета на авиационной технике и сроков ее эксплуатации выполняются регламентные работы, профилактические (средние), капитальные (восстановительные) и текущие ремонты. Все это в сочетании с соблюдением требований хранения авиационной техники и грамотным выполнением на ней указанных работ позволяет исключить случаи ее отказа в полете по вине летного и инженерно-технического состава, осуществляющего эксплуатацию авиационной техники.

Многолетний опыт эксплуатации показывает, что, малейшая оплошность или небрежность, допущенная летным или наземным экипажем при эксплуатации авиационной техники, может привести к гибели людей и дорогостоящей техники. Ведь для устранения появившейся в полете неисправности самолет не остановишь, как автомобиль. В связи с этим к летному и инженерно-техническому составу, осуществляющему эксплуатацию авиационной техники, предъявляются высокие требования: он должен твердо знать конструкцию и правила эксплуатации, а также иметь хорошие практические навыки по своей специальности. Только после проверки этих знаний и навыков летный и инженерно-технический состав допускается к самостоятельной работе.

Как известно, знания конструкции, если их постоянно не совершенствовать, с течением времени ослабевают, кое-что забывается, а приобретенные практические навыки довольно быстро теряются даже после небольшого перерыва в работе. Поэтому знания конструкции и правил эксплуатации должны проверяться после временных перерывов (отпуск, длительная командировка), при переучивании на другие типы авиационной техники,по прибытии на новое место работы, на периодических зачетных сессиях, а также в случае грубых нарушений правил эксплуатации.

Эксплуатация каждого типа авиационной техники должна проводиться в строгом соответствии с существующей документацией — наставлениями и инструкциями. Так, например, летный состав в полете и при подготовке к нему полностью руководствуется требованиями инструкции летчику. Инженерно-техническому составу для приведения авиационной техники в состояние готовности к полетам приходится руководствоваться более обширной документацией по объему: наставлениями по инженерно-авиационной службе, инструкциями по технической эксплуатации, едиными регламентами технической эксплуатации (правилами и перечнем выполняемых работ по всем службам), технологией выполнения осмотров и регламентных работ (сборниками рекомендаций, как и в какой последовательности необходимо выполнять работы), а также дополнениями и изменениями, которые на основании обобщения передового опыта эксплуатации постоянно вносятся вышестоящими организациями в виде указаний и директив. Да это и понятно, ибо на 1 час полета приходится затрачивать несколько десятков человеко-часов работы на земле.

Таким образом, эксплуатация авиационной техники включает:

— технически правильное использование авиационной техники в полете;

— подготовку к полетам;

— выполнение регламентных работ и ремонта;

— систематическую проверку ее технического состояния;

— организацию хранения.

Наиболее трудоемкий период эксплуатации — подготовка авиационной техники к полетам. Именно в этот период закладывается гарантия, что на авиационной технике не возникнут неисправности, угрожающие безопасности полетов. В зависимости от того, в каком состоянии находится самолет, и от того, готовят его к -первому или последующим полетам в данный летный день или же осматривают после того, как он, выполнив задание, заруливает на стоянку, т. е. в зависимости от объема работы, подготовка авиационной техники к полетам подразделяется на несколько видов.

В начале летного дня самолет, как правило,подвергается непродолжительной проверке, так как уже накануне он был приведен в исправное состояние. Обычно предполетная работа сводится к проверке работоспособности некоторых систем, агрегатов, их герметичности и др.

Еще меньшими по объему являются подготовка и осмотр при снаряжении самолета к последующему (повторному) полету. В этом случае производят беглый осмотр для выявления возникших в полете неисправностей, учитывая заявление летного экипажа о работоспособности самолета, дозаправку всех систем и укладку запланированного груза или (посадку пассажиров. Приблизительно аналогичный характер носит подготовка по окончании летного дня. Наиболее трудоемка предварительная подготовка авиационной техники накануне летного дня, в процессе которой открываются все люки и производится тщательный осмотр всех агрегатов и систем. Этот вид подготовки действителен на несколько летных дней, но ограничен календарными сроками.

После определенного налета, наиболее характерного для данной авиационной техники, на ней одновременно по всем службам выполняются регламентные работы, основная цель которых обеспечить надежность авиационной техники в межрегламентный период, т. е. до очередных регламентных работ. Как правило, в -период выполнения регламентных работ производятся смазочные работы, проверка изменения ранее замеренных параметров и сравнение их с нормами допусков, указанных в Инструкции по технической эксплуатации (технических условиях), замена неисправных элементов, деталей, агрегатов, регулировочные работы и мелкий ремонт, который в процессе подготовки к полетам выполнить затруднительно. Регламентные работы в большинстве случаев выполняются инженерно-техническим составом, узко специализирующимся на тех или иных! операциях, что при наличии специального оборудования значительно повышает их качество.

После -выполнения регламентных работ авиационная техника подвергается дополнительной детальной проверке во время передачи ее техническому персоналу, производящему подготовку к полетам. Проверку осуществляют на специально отведенных площадках специалисты всех служб в объеме перечня комплексных осмотров. Одновременно инструментально контролируется работоспособность оборудования автоматизированного контроля при работающих силовых установках.

Кроме того, прежде чем допустить авиационную технику к обычным полетам, ее подвергают дополнительной проверке в контрольном полете. Контрольный полет по заранее разработанным программам выполняется также после сборки новой авиационной техники, ее капитального ремонта, замены двигателей и других сложных регулировочных работ в системах управления. Учитывая, что во время контрольного полета не исключены некоторые отклонения работоспособности отдельных агрегатов и систем от технических условий, полет обычно выполняют в районе аэродрома и не совмещают с какими-либо другими заданиями. В контрольном полете все внимание экипажа сосредоточивается на регистрации показаний приборов, результаты которых записываются в карточку контрольного полета. Последняя после заполнения и анализа хранится в документации авиационной техники. В настоящее время все большее число параметров, подлежащих контролю, регистрируется автоматически, что позволяет летному составу больше внимания уделять проверке летных качеств авиационной техники в полете, ее устойчивости и управляемости, а также работоспособности вновь установленных приборов и агрегатов.

Техническая эксплуатация авиационной техники. М., Военное издательство, 1967.

Экспертиза

на главную