ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В АВИАЦИОННОЙ РЕМОНТНОЙ МАСТЕРСКОЙ

Успешное выполнение плана летной работы во многом зависит от содержания авиационной техники в исправном состоянии, которое возможно только при строжайшем соблюдении установленных правил эксплуатации и умелом обслуживании авиационной техники. Особая роль в обеспечении ее надежной и безотказной работы отводится регламентным работам и устранению выявленных при этом неисправностей.

Регламентные работы проводятся с целью предупреждения износа (выхода из строя) авиационной техники, сохранения ее летно-тактических и технических характеристик в пределах установленных допусков и обеспечения безотказной работы авиационной техники в меж- регламентный период.

Инженеры, техники и младшие авиационные специалисты авиационных ремонтных мастерских добиваются дальнейшего улучшения качества выполняемых регламентных и ремонтных работ. В результате повышения производительности труда и рационального использования рабочего времени они значительно сокращают сроки пребывания самолетов на выполнении регламентных работ.

Систематическая борьба за экономию рабочего времени, уплотнение рабочего дня и максимальное использование имеющегося оборудования являются важными факторами повышения производительности труда. Здесь заложены большие резервы, мобилизация которых является одной из основных задач правильной организации работ в авиационной ремонтной мастерской. Значительное сокращение потерь рабочего времени может быть достигнуто за счет улучшения планирования обслуживания рабочих мест в течение дня. В частности, целесообразны следующие мероприятия:

— доведение суточного задания не в день работы, а накануне рабочего дня;

— заблаговременная подготовка накануне рабочего дня расходных материалов, запасных частей и необходимого инструмента, требуемых в процессе выполнения дневного задания;

— надлежащая подготовка рабочих мест и самолета к началу работы;

— непрерывное, хорошо налаженное снабжение в течение рабочего дня электроэнергией, сжатым воздухом и техническими средствами.

Большое значение для улучшения качества ремонтных и регламентных работ и повышения производительности труда имеют механизация и автоматизация труда.

Организация рабочего дня

В авиационной ремонтной мастерской должна быть четкая организация рабочего дня. Конкретные задачи каждой группе в отдельности ставятся накануне, при подведении итогов работы за день. При этом начальники групп, исходя из поставленной задачи, в конце рабочего дня определяют каждому специалисту объем и сроки выполняемых работ. При выполнении регламентных работ им указывается объем выполняемых работ, нормированное время, применяемый инструмент и расходные материалы, а также последовательность контрольных операций по этапам выполнения. Начальники групп напоминают о технологии выполнения наиболее трудных и ответственных пунктов регламента.

Организация работы по цикловому графику

Правильная расстановка специалистов в группах и организация четкого взаимодействия между группами является одним из важных условий высококачественного и быстрого выполнения регламентных работ.

Для наиболее рациональной расстановки специалистов и организации взаимодействия их в работе необходимо учитывать целый ряд обстоятельств, прежде всего таких, как тип авиационной техники и ее состояние, объем выполняемых работ, наличие и квалификация специалистов, наличие инструмента и контрольно-измерительной аппаратуры. Многообразие обстоятельств, которые влияют на расстановку специалистов в группах, не позволяет привести все примеры наиболее рационального их распределения. Поэтому, исходя из передового опыта работы подразделений, разрабатывается цикловой технологический график выполнения регламентных работ, целью которого является обеспечение ритмичной работы авиационной мастерской.

Для наиболее правильной организации труда и рационального использования оборудования в группах авиационной ремонтной мастерской весь процесс выполнения регламентных работ может быть разбит на четыре этапа.

На первом этапе производится подготовка самолета для выполнения на нем регламентных работ. Подготовка проводится в такой последовательности: уточняются налет самолета, наработка двигателей н количество посадок, после чего начальнику авиационной мастерской дается заявка на выполнение регламентных работ;

производится комплексный осмотр и дефектация самолета с целью выявления неисправностей, определения трудоемкости и характера работ; обнаруженные при этом неисправности фиксируются в журнале подготовки самолета к полету;

все выявленные на самолете неисправности устраняются силами технического экипажа и групп обслуживания.

Осмотр и дефектация самолета проводятся под руководством начальников групп в соответствии с инструкциями по эксплуатации. По результатам осмотра дается оценка технического состояния авиационной техники и качества ее эксплуатации в межрегламентный период.

После устранения неисправностей самолет передается в авиационную ремонтную мастерскую. Вместе с самолетом прибывает технический состав экипажа с формулярами (паспортами), журналом подготовки самолета к полету, контрольными листами готовности самолета и ведомостью неисправностей.

На втором этапе осуществляется подготовка личного состава и рабочих мест к выполнению регламентных работ. Начальник авиационной ремонтной мастерской совместно с начальниками групп просматривает формуляры, контрольные листы подготовки самолета к полету, с неисправностями самолета, имевшими место в межрегламентный период его эксплуатации, с записями летных экипажей в контрольных листах подготовки самолета к полету, а также с неисправностями, выявленными при последующем осмотре самолета в подразделении. Начальники групп регламентных работ совместно со своими специалистами производят комплексный осмотр самолета и проверяют все агрегаты и лпнаратуру на работоспособность под током.

Кроме того, начальник авиационной ремонтной мастерской уточняет по докладам начальников групп объем предстоящих работ и, исходя из этого, а также в зависимости от наличия специалистов вносит необходимую корректировку в установленную последовательность выполнения регламентных работ; решает вопросы обеспечения групп запасными частями и расходными материалами. Затем у самолета устанавливается необходимое наземное оборудование (стремянки, подъемники, тележки и т. п.) для выполнения регламентных работ.

На третьем этапе выполняются регламентные работы и проверяется качество их выполнения. В отличие от первых двух этот этап является основным и продолжительность его в зависимости от типа самолета и вида регламентных работ может длиться от одного до нескольких дней.

Перед выполнением работ начальники групп ежедневно доводят задачу до личного состава и при необходимости дают конкретные указания специалистам об особенностях выполнения работ, подготовке рабочих мест и использовании инструментов, приспособлений и контрольно-измерительной аппаратуры. Кроме того, начальники групп показывают порядок выполнения отдельных работ, а также проверяют знания технологии личным составом. Качество работ проверяется по технологическим операциям в соответствии с технологическими картами выполнения регламентных работ.

На четвертом, заключительном, этапе производится предварительная подготовка самолета согласно инструкции по эксплуатации, проверяется работоспособность его оборудования, осуществляется контрольный полет самолета и его передача в подразделение.

Для более качественного и своевременного выполнения регламентных работ в авиационной ремонтной мастерской необходимы четкое взаимодействие между группами и рациональная расстановка исполнителей внутри групп. Для этого все работы авиационной ремонтной мастерской должны быть построены по цикловому графику, регламентирующему производственный процесс работы авиационной ремонтной мастерской на самолете и определяющему период времени в рабочих часах, в течение которого самолет проходит все стадии этого процесса с момента поступления его для выполнения регламентных работ до момента выхода из авиационной ремонтной мастерской.

В цикловой график вносятся изменения по мере выполнения различных организационно-технических мероприятий, направленных на сокращение трудоемкости регламентных работ, а также лучшего освоения специалистами закрепленных за ними операций по отдельным технологическим узлам, системам и самолету в целом, что существенно повышает производительность труда. Как правило, цикловые графики окончательно уточняются и корректируются в конце года. -

Составление цикловых графиков выполнения регламентных работ

Цикловые графики составляются начальником авиационной ремонтной мастерской совместно с начальниками групп регламентных работ.

Работа по цикловому графику способствует своевременному выполнению регламентных работ, а также повышению их качества.

Цикловые графики разрабатываются на 200-, 100- и 50-часовые регламентные работы. Исходными данными для их построения являются:

— технология выполнения регламентных работ (технологические карты) по их видам и типу авиационной техники;

— нормы времени на эти работы;

— сведения о численности и квалификации специалистов в группах регламентных работ.

С изменением исходных данных в цикловой график необходимо вносить соответствующие коррективы.

Важным техническим документом для составления циклового графика и исполнителей на рабочих местах являются технологические карты регламентных работ.

Как показывает опыт, эти карты должны содержать следующие данные:

— объект выполнения регламентных работ;

— перечень пунктов регламента;

— технологический порядок производства регламентных работ, схемы подключения проверяемой аппаратуры, допуски по ТУ;

— перечень необходимых инструментов, приспособлений, контрольно-измерительной аппаратуры;

— перечень необходимых расходных материалов;

— количество исполнителей и время, отводимое на регламентные работы;

— отметки о контроле по операциям, которые обязательно предъявляются начальнику группы в процессе выполнения этих операций.

Каждая технологическая карта содержит одну или несколько законченных операций, которые составлены так, чтобы при их выполнении соблюдался строгий маршрут движения специалиста.

Работы в соответствии с технологическими картами закрепляются, как правило, за определенными лицами в целях их специализации по определенным узлам и системам.

Примерный цикловой график разрабатывается по форме, представленной в табл. 3.1. Пример составления циклового графика дан для случая выполнения 100-часовых регламентных работ на одномоторном самолете. График содержит:

1. Наименование работ и последовательность укрупненных операций.

2. Трудоемкость работ по укрупненным операциям.

3. Оптимальное количество исполнителей на рабочих местах.

4. Распределение работ согласно технологической последовательности их выполнения в группах.

5. Общий цикл продолжительности ремонта самолета в рабочих часах.

Чтобы продолжительность цикла регламентных работ была минимальной, график должен составляться с учетом передовой технологии, достижений отличников производства и прогрессивных норм времени на выполнение регламентных работ.

При составлении циклового графика следует особое внимание обратить на правильное распределение времени работы между исполнителями групп в «узких» местах самолета (кабинах, технологических люках и т. п.), где фронт работ небольшой. Пример последовательности работы в кабине показан на графике штриховой линией.

График позволяет начальнику мастерской на любом этапе контролировать ход выполнения регламентных работ по группам й своевременно принимать меры в случае, если в какой-либо из групп происходит задержка выполнения работ по той или иной причине.

Чтобы расширить фронт работ, целесообразно одно-1 временно ставить на регламентные работы несколько самолетов. В этом случае, так же как и при одном самолете, последовательность работы должна определяться соответствующими цикловыми графиками.

Производительность авиационной ремонтной мастерской может быть значительно увеличена путем организации поточного способа выполнения регламентных работ на самолетах. Непрерывное поступление самолетов в мастерскую создает благоприятные условия для организации поточного метода выполнения регламентных работ, который уже нашел широкое применение.

Техническая эксплуатация авиационной техники. М., Военное издательство, 1967.

на главную