Партнерский проект с компанией Руспроектэксперт

Тел.: 8-495-771-14-07

Проектирование


ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ ВРЕМЕНИ НА ПОДГОТОВКУ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ К ПОЛЕТАМ

В военной авиации срок готовности к полетам является одним из важных факторов боевого превосходства, а в гражданской авиации — потенциальным экономическим эффектом. Поэтому его сокращению всегда уделялось и уделяется большое внимание.

Борьба за сокращение времени при подготовке авиационной техники к полетам идет по нескольким направлениям. Основные из них:

— механизация и автоматизация трудоемких процессов;

— наиболее рациональное комплектование групп и бригад для выполнения отдельных работ;

— разработка наиболее (рациональной последовательности выполнения работ;

— обучение личного состава смежным специальностям.

Как известно, любая механизация облегчает труд и сокращает сроки выполнения работы. Если погрузочно-разгрузочные работы и заправка горюче-смазочными материалами в значительной степени механизированы, то многие трудоемкие работы (так называемой «малой механизации») и особенно работы, связанные с подготовкой ее к полетам, в настоящее время недостаточно механизированы. Некоторые проверки выполняются визуально или вручную (проверка крепления деталей, затяжка гаек). Затруднения возникают при съемке и установке заправленных подвесных баков, а также при мойке самолетов после полета, особенно после посадки на грунтовый аэродром с размокшим внешним слоем грунта, и при уборке салонов транспортных самолетов. Определенные трудности испытывает технический состав в процессе съемки и размонтирования колес шасси для замены авиашин. Механизировать эти работы можно внедрением автоматических контрольных установок и созданием приспособлений, облегчающих визуальный контроль (поворотные зеркала на штангах, электроподсвет и т. д.). Они значительно сокращают время отыскания неисправностей в труднодоступных местах, при этом повышается качество контроля.

Автоматизация процессов подготовки к полетам играет важную роль в повышении производительности труда. Так, например, известно, что операция заправки тяжелых самолетов топливом сложна и продолжительна. При заправке самолетов топливом через горловины баков затрачивается много сил и времени на перенос шлангов с заправочными пистолетами от одной заправочной горловины к другой и визуальный контроль за уровнем топлива в баках во избежание перелива. Внедрение заправки под давлением позволяет освободить многих авиационных специалистов от этой работы, так как заправка под давлением осуществляется через одну точку с большой пропускной способностью, а последовательность заправки баков обеспечивается автоматически. Освободившихся от заправки специалистов можно использовать для выполнения других работ.

Дальнейшая механизация и автоматизация трудоемких процессов и контроля авиационной техники при подготовке к полетам позволят значительно сократить сроки подготовки, а также повысить эксплуатационную надежность, поскольку некоторые проверки без разборки агрегатов в настоящее время выполнить невозможно.

Из опыта эксплуатации известно, что сроки подготовки уменьшаются не пропорционально увеличению количества обслуживающих авиационных специалистов. Имеется какой-то оптимальный предел, сверх которого увеличение числа авиационных специалистов может привести даже к возрастанию сроков подготовки. Нельзя забывать о том, что на самолетах и вертолетах много мест с ограниченными подходами и выполнение работ в таких местах приводит к излишним потерям времени из-за ожидания очереди. В большинстве своем эти вопросы отражены в утвержденных штатных структурах. В случае несоответствия штатных структур (особенно при усложнении авиационной техники) объему потребных трудозатрат сроки подготовки авиационной техники к полетам изменяются.

Одновременно с решением вопроса о наиболее рациональном количестве авиационных специалистов в группах и бригадах важное значение для повышения производительности труда, а следовательно, и сокращения сроков подготовки авиатехники к полету имеет разработка технологической последовательности подготовки как одиночного, так и группы самолетов специалистами различных служб. Для этого нужно хорошо знать труднодоступные места (кабины, грузовые отсеки и т. д.), в которых должны работать специалисты различных служб, и установить твердые нормы времени пребывания каждого из них в этих местах, а также последовательность их чередования. Целесообразно составить график. При этом первоначально отработать его для одиночного самолета (вертолета) с уточнением времени, потребного на выполнение отдельных операций подготовки, после чего перейти к составлению технологического графика подготовки группы самолетов с учетом численного состава специалистов различных служб, наличия спец- автотранспорта, участвующего в процессе подготовки, и особенностей местных условий работы.

Обучение личного состава смежным специальностям позволяет оперативно принимать решение о сокращении сроков подготовки авиационной техники к полетам в случае нарушения пропорционального соотношения необходимого количества авиационных специалистов, потребных для выполнения работ.

Отдельные направления, ускоряющие процесс подготовки самолетов к полетам, рассмотренные нами, далеко не исчерпывают всех возможностей. Этим вопросом повседневно должны заниматься и ученые, и конструкторы, и промышленники, и эксплуатационники.

Техническая эксплуатация авиационной техники. М., Военное издательство, 1967.

Экспертиза

на главную