РАЗМЕЩЕНИЕ АВИАЦИОННОЙ РЕМОНТНОЙ МАСТЕРСКОЙ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ

Группы регламентных работ размещаются в специально оборудованных помещениях, расположенных вблизи рулежных дорожек, в районе мест стоянок самолетов на удалении от них не менее 150 м.

Комплекс зданий и сооружений авиационной ремонтной мастерской включает:

— здание для групп регламентных работ и слесарно-механической группы с необходимыми вспомогательными и бытовыми помещениями;

— ангар или открытую площадку для выполнения регламентных и ремонтных работ непосредственно на самолетах;

— открытые площадки или навесы для специальных автомобилей и наземного оборудования.

Опыт показал, что для выполнения регламентных работ по самолету и двигателю, особенно таких трудоемких работ, которые связаны с расстыковкой фюзеляжа, заменой двигателя, контрольной проверкой уборки и выпуска шасси, необходимы ровные площадки с твердым покрытием. Исходя из этих соображений, около помещений авиационной мастерской оборудуется специальная площадка для самолетов, находящихся на регламентных работах.

Планировка и оборудование рабочих площадок в значительной мере зависят от типов самолетов, базирующихся на данном аэродроме, но все они должны отвечать определенным требованиям, которые в основном сводятся к следующему:

1. Площадка должна иметь твердое искусственное покрытие.

2. Подъездные пути, расположение и размеры рабочей площадки должны позволять:

— свободный подъезд и отъезд специальных машин;

— буксировку и разворачивание самолетов;

— одновременное размещение двух самолетов одномоторных или одного — двух самолетов двухмоторных;

— размещение необходимого наземного оборудования и снятых с самолета двигателей, капотов, сидений, удлинительных труб и т. д.;

— производить запуск и опробование двигателей, а также проверку на специальной площадке радиолокационного оборудования.

3. Рабочая площадка должна быть оборудована переносными верстаками, стеллажами, стремянками, подъемниками, ложементами для укладки снятых с самолета агрегатов, а также другими приспособлениями, облегчающими труд специалистов и повышающими качество выполняемых работ. Необходимо оснащать площадки линиями водоснабжения и электроснабжения, сжатым воздухом и дренажно-канализационными системами.

4. На площадке должен быть противопожарный пост с углекислотной установкой и переносными огнетушителями. В последнее время получает распространение так называемая доковая система выполнения регламентных и ремонтных работ. Док представляет собой хорошо оборудованную рабочую площадку, позволяющую осуществить полный комплекс механизации труда в процессе выполнения регламентных и ремонтных работ на самолете.

На рис. 3.1 показана схема дока для обслуживания многоместного тяжелого самолета. Доки оборудуются подвижными и неподвижными платформами, окружающими самолет и создающими необходимые удобства для выполнения работ. Оснащаются они современными техническими средствами — электрогидроподъемниками, электро- и пневмогидроинструментом для проверки систем самолетов, современными контрольно-дефектационными устройствами, машинной моечно-очистительной аппаратурой и другим оборудованием, в результате чего возможно существенное повышение производительности труда и качества выполняемых работ.


Доки могут быть открытые (вне помещения) и закрытые (в ангарах). В зависимости от возможностей и конструктивных особенностей самолетов они выполняются крыльевыми, носовыми или комбинированными, охватывающими почти весь самолет.

В доках оборудуются служебные, складские и бытовые помещения.

Конструкция дока должна позволять его перебазирование любыми видами транспорта.

Ангары и доки как открытые, так и встроенные в здания (ангар-доки), а также в необходимых случаях усовершенствованные тепляки являются одним из основных средств повышения производительности труда, поскольку они не только облегчают условия труда, но и обеспечивают повышение качества, создают важнейшую предпосылку для внедрения механизации работ и, наконец, обеспечивают сокращение длительности цикла выполнения регламентных и ремонтных работ.

Типовыми производственными помещениями авиационной ремонтной мастерской могут быть:

1. Стационарные здания и ангар-мастерские различных классов, построенные с учетом класса и назначения аэродрома.

2. Сборно-разборные помещения для ремонта самолетов в полевых условиях, которые включают:

— комплект из сборных или сборно-разборных производственных помещений и ангаров облегченного типа;

— в отдельных случаях ангар-мастерскую в виде ангара с пристройками, в которых предусматривается размещение производственных и вспомогательных помещений.

3. Специальные прицепы с универсальными кузовами и передвижные тепляки.

4. Подвижные контрольно-ремонтные средства для выполнения регламентных работ.

На рис. 3.2 показана возможная планировка типового здания авиационной ремонтной мастерской с ангаром.

Для быстрого и высококачественного выполнения регламентных работ большое значение имеют умело продуманная организация и рациональное оборудование рабочих мест. Последние организуются как на рабочей площадке авиационной ремонтной мастерской для выполнения работ непосредственно у самолета или на самолете, так и в специальных помещениях для выполнения работ, связанных главным образом с применением контрольно-измерительной аппаратуры и стендов.

Стенды, контрольно-измерительная аппаратура, приспособления и инструменты в помещениях размещаются с таким расчетом, чтобы каждому специалисту, как правило, было определено свое рабочее место.

Количество рабочих мест определяется, исходя из имеющихся установок и стендов, а также из объема работ, которые предстоит выполнить на агрегатах, снятых с самолетов.

Размер площади рабочего места определяется назначением последнего и габаритами оборудования. Оборудование данного рабочего места может в каждом отдельном случае видоизменяться в зависимости от конструкции авиационной техники, поступающей на регламент, характера выполняемых операций и т. д.


У каждого рабочего места вывешивается инструкция о правилах его содержания и ухода за ним, а также табличка с фамилией лица, ответственного за него.

Для быстрого освоения и грамотного выполнения специалистами регламентных и ремонтных работ на рабочем месте должна находиться необходимая технологическая документация (схемы и таблицы с техническими данными проверяемых приборов и агрегатов, правила проверки и пользования контрольно-измерительной аппаратурой, инструкции по эксплуатации и т. д.). Верстаки на рабочих местах выполнены с расчетом хранения в них во время работы инструмента и приспособлений и документации.

Типовыми установками группы регламентных работ по самолету и двигателю могут быть:

— установка для проверки и регулировки агрегатов топливных систем;

— установка для проверки и регулировки агрегатов воздушных систем;

— установка для проверки и регулировки агрегатов гидравлических систем;

— установка для промывки различных фильтров;

— установка для подзарядки и контроля углекислотных баллонов;

— установка для регенерации силикагеля и др.

Во время работы на самолете специалисты группы пользуются переносными столиками и стеллажами для размещения на них инструментальных ящиков, расходного материала и снимаемых с самолета агрегатов.

Для переноски в лабораторию снимаемых с самолета приборов специалисты группы пользуются специальными чемоданами с секциями для каждого прибора, что предохраняет от повреждения корпуса, штепсельные разъемы и штуцера приборов при переноске.

Типовыми переносными приспособлениями, используемыми в группах регламентных работ по самолету и двигателю являются:

— приспособление для съемки, транспортировки, разборки и сборки колес;

— приспособление для внутренней консервации авиационных двигателей;

— приспособление для промывки и смазки шарнирных узлов шасси;

— приспособление для проверки герметичности кабин и систем подвесных баков;

— комплект оптических и осветительных приборов для осмотра труднодоступных мест;

— комплект угломеров для замера отклонения рулей;

— тензометры для замера натяжения тросов системы управления;

— приспособления для контроля и зарядки амортизационных стоек шасси, гидроаккумуляторов и др.

Типовыми установками группы регламентных работ по авиационному оборудованию являются:

— установки для проверки мембранно-анероидных приборов и навигационных индикаторов;

— установки для проверки компасов, указателей положения закрылков, гироскопических приборов, электрических топливомеров, электрических манометров, термометров, электрических гироскопических приборов и расходомеров топлива;

— гидравлическая установка для проверки манометров;

— контрольная тахометрическая установка и др.

В табл. 3.4 приведено возможное распределение оборудования по рабочим местам в производственных помещениях других групп.



Техническая эксплуатация авиационной техники. М., Военное издательство, 1967.

на главную