РАЗМЕЩЕНИЕ АВИАЦИОННОЙ РЕМОНТНОЙ МАСТЕРСКОЙ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТГруппы регламентных работ размещаются в специально оборудованных помещениях, расположенных вблизи рулежных дорожек, в районе мест стоянок самолетов на удалении от них не менее 150 м. Комплекс зданий и сооружений авиационной ремонтной мастерской включает: — здание для групп регламентных работ и слесарно-механической группы с необходимыми вспомогательными и бытовыми помещениями; — ангар или открытую площадку для выполнения регламентных и ремонтных работ непосредственно на самолетах; — открытые площадки или навесы для специальных автомобилей и наземного оборудования. Опыт показал, что для выполнения регламентных работ по самолету и двигателю, особенно таких трудоемких работ, которые связаны с расстыковкой фюзеляжа, заменой двигателя, контрольной проверкой уборки и выпуска шасси, необходимы ровные площадки с твердым покрытием. Исходя из этих соображений, около помещений авиационной мастерской оборудуется специальная площадка для самолетов, находящихся на регламентных работах. Планировка и оборудование рабочих площадок в значительной мере зависят от типов самолетов, базирующихся на данном аэродроме, но все они должны отвечать определенным требованиям, которые в основном сводятся к следующему: 1. Площадка должна иметь твердое искусственное покрытие. 2. Подъездные пути, расположение и размеры рабочей площадки должны позволять: — свободный подъезд и отъезд специальных машин; — буксировку и разворачивание самолетов; — одновременное размещение двух самолетов одномоторных или одного — двух самолетов двухмоторных; — размещение необходимого наземного оборудования и снятых с самолета двигателей, капотов, сидений, удлинительных труб и т. д.; — производить запуск и опробование двигателей, а также проверку на специальной площадке радиолокационного оборудования. 3. Рабочая площадка должна быть оборудована переносными верстаками, стеллажами, стремянками, подъемниками, ложементами для укладки снятых с самолета агрегатов, а также другими приспособлениями, облегчающими труд специалистов и повышающими качество выполняемых работ. Необходимо оснащать площадки линиями водоснабжения и электроснабжения, сжатым воздухом и дренажно-канализационными системами. 4. На площадке должен быть противопожарный пост с углекислотной установкой и переносными огнетушителями. В последнее время получает распространение так называемая доковая система выполнения регламентных и ремонтных работ. Док представляет собой хорошо оборудованную рабочую площадку, позволяющую осуществить полный комплекс механизации труда в процессе выполнения регламентных и ремонтных работ на самолете. На рис. 3.1 показана схема дока для обслуживания многоместного тяжелого самолета. Доки оборудуются подвижными и неподвижными платформами, окружающими самолет и создающими необходимые удобства для выполнения работ. Оснащаются они современными техническими средствами — электрогидроподъемниками, электро- и пневмогидроинструментом для проверки систем самолетов, современными контрольно-дефектационными устройствами, машинной моечно-очистительной аппаратурой и другим оборудованием, в результате чего возможно существенное повышение производительности труда и качества выполняемых работ. Доки могут быть открытые (вне помещения) и закрытые (в ангарах). В зависимости от возможностей и конструктивных особенностей самолетов они выполняются крыльевыми, носовыми или комбинированными, охватывающими почти весь самолет. В доках оборудуются служебные, складские и бытовые помещения. Конструкция дока должна позволять его перебазирование любыми видами транспорта. Ангары и доки как открытые, так и встроенные в здания (ангар-доки), а также в необходимых случаях усовершенствованные тепляки являются одним из основных средств повышения производительности труда, поскольку они не только облегчают условия труда, но и обеспечивают повышение качества, создают важнейшую предпосылку для внедрения механизации работ и, наконец, обеспечивают сокращение длительности цикла выполнения регламентных и ремонтных работ. Типовыми производственными помещениями авиационной ремонтной мастерской могут быть: 1. Стационарные здания и ангар-мастерские различных классов, построенные с учетом класса и назначения аэродрома. 2. Сборно-разборные помещения для ремонта самолетов в полевых условиях, которые включают: — комплект из сборных или сборно-разборных производственных помещений и ангаров облегченного типа; — в отдельных случаях ангар-мастерскую в виде ангара с пристройками, в которых предусматривается размещение производственных и вспомогательных помещений. 3. Специальные прицепы с универсальными кузовами и передвижные тепляки. 4. Подвижные контрольно-ремонтные средства для выполнения регламентных работ. На рис. 3.2 показана возможная планировка типового здания авиационной ремонтной мастерской с ангаром. Для быстрого и высококачественного выполнения регламентных работ большое значение имеют умело продуманная организация и рациональное оборудование рабочих мест. Последние организуются как на рабочей площадке авиационной ремонтной мастерской для выполнения работ непосредственно у самолета или на самолете, так и в специальных помещениях для выполнения работ, связанных главным образом с применением контрольно-измерительной аппаратуры и стендов. Стенды, контрольно-измерительная аппаратура, приспособления и инструменты в помещениях размещаются с таким расчетом, чтобы каждому специалисту, как правило, было определено свое рабочее место. Количество рабочих мест определяется, исходя из имеющихся установок и стендов, а также из объема работ, которые предстоит выполнить на агрегатах, снятых с самолетов. Размер площади рабочего места определяется назначением последнего и габаритами оборудования. Оборудование данного рабочего места может в каждом отдельном случае видоизменяться в зависимости от конструкции авиационной техники, поступающей на регламент, характера выполняемых операций и т. д. У каждого рабочего места вывешивается инструкция о правилах его содержания и ухода за ним, а также табличка с фамилией лица, ответственного за него. Для быстрого освоения и грамотного выполнения специалистами регламентных и ремонтных работ на рабочем месте должна находиться необходимая технологическая документация (схемы и таблицы с техническими данными проверяемых приборов и агрегатов, правила проверки и пользования контрольно-измерительной аппаратурой, инструкции по эксплуатации и т. д.). Верстаки на рабочих местах выполнены с расчетом хранения в них во время работы инструмента и приспособлений и документации. Типовыми установками группы регламентных работ по самолету и двигателю могут быть: — установка для проверки и регулировки агрегатов топливных систем; — установка для проверки и регулировки агрегатов воздушных систем; — установка для проверки и регулировки агрегатов гидравлических систем; — установка для промывки различных фильтров; — установка для подзарядки и контроля углекислотных баллонов; — установка для регенерации силикагеля и др. Во время работы на самолете специалисты группы пользуются переносными столиками и стеллажами для размещения на них инструментальных ящиков, расходного материала и снимаемых с самолета агрегатов. Для переноски в лабораторию снимаемых с самолета приборов специалисты группы пользуются специальными чемоданами с секциями для каждого прибора, что предохраняет от повреждения корпуса, штепсельные разъемы и штуцера приборов при переноске. Типовыми переносными приспособлениями, используемыми в группах регламентных работ по самолету и двигателю являются: — приспособление для съемки, транспортировки, разборки и сборки колес; — приспособление для внутренней консервации авиационных двигателей; — приспособление для промывки и смазки шарнирных узлов шасси; — приспособление для проверки герметичности кабин и систем подвесных баков; — комплект оптических и осветительных приборов для осмотра труднодоступных мест; — комплект угломеров для замера отклонения рулей; — тензометры для замера натяжения тросов системы управления; — приспособления для контроля и зарядки амортизационных стоек шасси, гидроаккумуляторов и др. Типовыми установками группы регламентных работ по авиационному оборудованию являются: — установки для проверки мембранно-анероидных приборов и навигационных индикаторов; — установки для проверки компасов, указателей положения закрылков, гироскопических приборов, электрических топливомеров, электрических манометров, термометров, электрических гироскопических приборов и расходомеров топлива; — гидравлическая установка для проверки манометров; — контрольная тахометрическая установка и др. В табл. 3.4 приведено возможное распределение оборудования по рабочим местам в производственных помещениях других групп. Техническая эксплуатация авиационной техники. М., Военное издательство, 1967. |