НЕКОТОРЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИИ

В отдельных случаях, чтобы определить причину отказа, кроме обычной контрольно-проверочной аппаратуры, необходимо применять специальные методы исследования и иметь специальную аппаратуру. Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Использование рентгеноскопии для определения взаимного расположения деталей устройств (положение центрального электрода в керамической свече зажигания, деталей электромагнитов гидрокрана, деталей кислородных вентилей, клапанов и т. д.). Разборка таких устройств часто недопустима, так как это ведет к искажению первоначального положения деталей и потере искомых признаков. Рентгеноскопия позволяет успешно решать подобные задачи без разборки устройств.

Пример 2. Использование расчетов для определения технического состояния агрегатов или их работоспособности до разрушения. Так, чтобы определить скорость вращения ротора гиромотора до повреждения, необходимо определить работу, которую он совершил после повреждения гироузла за счет кинетической энергии.

Нередко исследование выявляет круговые надиры, которые образовались на крышке или корпусе гиромотора в результате его деформации и «пропахивания» крышки или корпуса вращающимся ротором. Кинетическая энергия ротора расходуется при повреждении гиромотора, а также на срыв резьбы гайки крепления крышки гиромотора, на скручивание или обрыв выводных проводов электродвигателя гиромотора и т. д.

Расчет энергии А, израсходованной на осуществление выявленного «пропахивания», можно сделать на основании следующей формулы:


Число оборотов п ротора гиромотора, при котором обеспечивалось расходование энергии на «пропахивание», вычисленной выше, определяется из следующих соотношений:


Практика показывает, что в ряде случаев только учет кинетической энергии вращения ротора, израсходованной на «пропахивание», дает более 90% номинальной скорости вращения ротора, требуемой техническими условиями для прибора первой категории. Очевидно, что в подобном случае отпадает необходимость точного учета энергии, преобразовавшейся в теплоту и израсходованной на скручивание проводов и т. д. Вывод о нормальной скорости вращения ротора до повреждения гидроузла может быть сделан и без такого уточнения. Здесь следует отметить очень важное обстоятельство,, которое необходимо учитывать при использовании таких расчетов. Кинетическая энергия вращающегося ротора расходуется по многим каналам, часть которых учесть очень трудно: тепловые потери, работа по созданию упругих и остаточных деформаций деталей гироузла и т. д. Поэтому полученное расчетное значение скорости, близкое к номинальному при частичном учете израсходованной энергии, может быть достаточным для принятия решения о работоспособности прибора. В то же время малое расчетное значение скорости не является достаточным для решения об имевшейся скорости вращения: не учтенные при расчете каналы расходования энергии ротора могут существенно влиять на правильность результатов расчета. Следовательно, в последнем случае потребуются дополнительные исследования и расчеты для определения истинной скорости вращения ротора гироузла.

Пример 3. Выявление природы инородных тел, обнаруженных при исследовании, и возможных путей их образования. Подобные задачи часто решаются весьма успешно, если химический состав и физические свойства обнаруженных тел определяются методом спектрального анализа. Характерными случаями таких исследований являются задачи определения природы порошковидных образований в коммутационной аппаратуре электроцепей, а также определение степени заряженности кислотных аккумуляторов по составу их деталей, соприкасавшихся с электролитом.

Приведенные примеры подтверждают целесообразность применения и совершенствования специальных методов исследований причин отказов устройств авиационного оборудования.

Результаты таких исследований помогают совершенствовать авиационную технику, систему ее обслуживания и повышать эксплуатационную надежность летательных аппаратов.

Техническая эксплуатация авиационной техники. М., Военное издательство, 1967.

на главную