Партнерский проект с компанией Руспроектэксперт

Тел.: 8-495-771-14-07

Проектирование


ТЕРМИНОЛОГИЯ И ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК НАДЕЖНОСТИ (данная терминология предложена авторами)

Надежность

Надежностью принято называть способность технических устройств безотказно (исправно) работать в течение определенного периода времени в заданных условиях.

Безотказной (исправной) работой считается нормальное выполнение устройством всех своих функций в пределах заданных допусков.

Надежность тесно связана с проектированием, производством, а также с различными сторонами процесса эксплуатации устройств. Большое значение имеют вопросы восстановления свойств отказавших устройств. Чтобы объединить в одну группу смежные вопросы, надежность определяют как свойство технического устройства, обусловленное главным образом его безотказностью и ремонтопригодностью и обеспечивающее выполнение заданий в установленном объеме. Таким образом, в широком определении надежность объединяет способность безотказно работать с приспособленностью к обнаружению, устранению и предупреждению отказов.

Изучение закономерностей явлений, приводящих к нарушениям работоспособности, а также изучение методов сохранения и восстановления работоспособности технических устройств составляет предмет теории надежности.

Наиболее удобными для количественного описания свойств надежности являются вероятностные характеристики.










Классификация испытаний на надежность

Испытания на надежность являются методом экспериментального определения значений показателей надежности (сохранности).

Различают испытания на надежность:

— ускоренные, т. е. испытания на надежность (сохранность) в специальных условиях и режимах, обеспечивающих проведение этих испытаний в сокращенные сроки;

— граничные — экспериментальная оценка области допустимых изменений параметров устройств и их элементов (деталей) в зависимости от изменений окружающих условий и режимов работы, а также применение специальных режимов работы для имитации наработки.

Оценка надежности по результатам испытаний для опытной (подконтрольной) эксплуатации связана с использованием различных характеристик технического состояния изделий. Определение закономерностей изменений таких характеристик в условиях действия эксплуатационных факторов и разработка методов обеспечения требуемых (допустимых) изменений составляют важное направление работ в области надежности.

Различают следующие характеристики:

— эксплуатационная прочность — способность изделия выполнять заданные функции при действии механических, электрических и других или комплексных эксплуатационных нагрузок (статических, динамических, повторно-статических и др.);

— статическая прочность — способность изделия выполнять заданные функции при действии на него статической (с малой скоростью приложения) нагрузки.

Классификация отказов

Отказы являются наиболее важной группой неисправностей. В связи с этим следует различать:

— отказы в воздухе, т. е. отказы, появившиеся в период от момента принятия авиационной техники летным составом до заруливания на стоянку после окончания полетов (или от момента выхода на стартовую позицию для ракет);

— отказы на земле, т. е. отказы, появившиеся и выявленные на земле при технической эксплуатации авиационной техники до ее передачи летному составу;

— отказы первичные (независимые), т. е. отказы, возникшие независимо от других отказов;

— отказы вторичные (зависимые), т. е. отказы, возникшие в результате предшествовавшего отказа;

— отказы полные, т. е. такие, до устранения которых использование устройств по назначению невозможно;

— отказы частичные, т. е. такие, до устранения которых устройство возможно использовать ПО назначению лишь частично;

— отказы постепенные, т. е. отказы, обусловленные постепенным изменением одного или нескольких параметров устройства (или его элементов);

— отказы внезапные, т. е. отказы, обусловленные скачкообразным изменением одного или нескольких параметров устройства (или его элементов);

— отказы самоликвидирующиеся, т. е. отказы, устраняющиеся самопроизвольно или автоматически (например,, при резервировании);

— отказы конструктивные, т. е. отказы, обусловленные ошибками при конструировании или несовершенством принятых методов конструирования;

— отказы технологические, т. е. отказы, обусловленные нарушением принятого технологического процесса изготовления устройств или отступлениями от чертежей.

Классификация допусков

Допуск есть наибольшее допустимое отклонение значений параметров и характеристик, устанавливаемое для обеспечения последующей надежной работы устройств и их элементов. Допуски используются как при изготовлении устройств и их элементов (деталей), так и при эксплуатационном контроле технического состояния и обслуживании устройств. В связи с этим целесообразно различать:

— производственный допуск — допуск, устанавливаемый стандартами, техническими условиями и/Другими документами на параметры и сборку изготавливаемого устройства;

— ремонтный допуск — допуск, устанавливаемый техническими условиями и другими документами на параметры и сборку ремонтируемого устройства;

— эксплуатационный допуск — допуск, устанавливаемый инструкциями и другими документами на параметры эксплуатируемых устройств (элементов).

Классификация резервирования

Резервирование является одним из важных методов обеспечения надежности. Следует различать:

— резервирование общее, т. е. такое, при котором система (устройство) резервируется путем применения запасных однотипных систем (устройств);

— резервирование раздельное путем применения в системах (устройствах) отдельных запасных деталей, элементов, блоков, узлов;

— резервирование однократное, при котором для замены отказавшего изделия предусмотрено только одно запасное изделие;

— резервирование многократное, при котором замена отказавшего изделия может выполняться несколько раз при помощи нескольких запасных изделий; отношение числа запасных изделий к числу резервируемых называется кратностью резервирования;

— резервирование автоматическое, т. е. такое резервирование, при котором выявление необходимости и осуществление замены выполняется автоматически;

— соединение последовательное (основное), т. е. соединение изделий, при котором неисправность одного изделия означает неисправность всего соединения; составные части такого соединения считаются основными изделиями;

— соединение параллельное (резервное), т. е. соединение изделий, при котором неисправность соединения наступает лишь в результате неисправности основных и запасных изделий (или изделий, обеспечивающих резервирование при автоматическом резервировании).

Техническая эксплуатация авиационной техники. М., Военное издательство, 1967.

Экспертиза

на главную