ТЕРМИНОЛОГИЯ И ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК НАДЕЖНОСТИ (данная терминология предложена авторами)Надежность Надежностью принято называть способность технических устройств безотказно (исправно) работать в течение определенного периода времени в заданных условиях. Безотказной (исправной) работой считается нормальное выполнение устройством всех своих функций в пределах заданных допусков. Надежность тесно связана с проектированием, производством, а также с различными сторонами процесса эксплуатации устройств. Большое значение имеют вопросы восстановления свойств отказавших устройств. Чтобы объединить в одну группу смежные вопросы, надежность определяют как свойство технического устройства, обусловленное главным образом его безотказностью и ремонтопригодностью и обеспечивающее выполнение заданий в установленном объеме. Таким образом, в широком определении надежность объединяет способность безотказно работать с приспособленностью к обнаружению, устранению и предупреждению отказов. Изучение закономерностей явлений, приводящих к нарушениям работоспособности, а также изучение методов сохранения и восстановления работоспособности технических устройств составляет предмет теории надежности. Наиболее удобными для количественного описания свойств надежности являются вероятностные характеристики. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Классификация испытаний на надежность Испытания на надежность являются методом экспериментального определения значений показателей надежности (сохранности). Различают испытания на надежность: — ускоренные, т. е. испытания на надежность (сохранность) в специальных условиях и режимах, обеспечивающих проведение этих испытаний в сокращенные сроки; — граничные — экспериментальная оценка области допустимых изменений параметров устройств и их элементов (деталей) в зависимости от изменений окружающих условий и режимов работы, а также применение специальных режимов работы для имитации наработки. Оценка надежности по результатам испытаний для опытной (подконтрольной) эксплуатации связана с использованием различных характеристик технического состояния изделий. Определение закономерностей изменений таких характеристик в условиях действия эксплуатационных факторов и разработка методов обеспечения требуемых (допустимых) изменений составляют важное направление работ в области надежности. Различают следующие характеристики: — эксплуатационная прочность — способность изделия выполнять заданные функции при действии механических, электрических и других или комплексных эксплуатационных нагрузок (статических, динамических, повторно-статических и др.); — статическая прочность — способность изделия выполнять заданные функции при действии на него статической (с малой скоростью приложения) нагрузки. Классификация отказов Отказы являются наиболее важной группой неисправностей. В связи с этим следует различать: — отказы в воздухе, т. е. отказы, появившиеся в период от момента принятия авиационной техники летным составом до заруливания на стоянку после окончания полетов (или от момента выхода на стартовую позицию для ракет); — отказы на земле, т. е. отказы, появившиеся и выявленные на земле при технической эксплуатации авиационной техники до ее передачи летному составу; — отказы первичные (независимые), т. е. отказы, возникшие независимо от других отказов; — отказы вторичные (зависимые), т. е. отказы, возникшие в результате предшествовавшего отказа; — отказы полные, т. е. такие, до устранения которых использование устройств по назначению невозможно; — отказы частичные, т. е. такие, до устранения которых устройство возможно использовать ПО назначению лишь частично; — отказы постепенные, т. е. отказы, обусловленные постепенным изменением одного или нескольких параметров устройства (или его элементов); — отказы внезапные, т. е. отказы, обусловленные скачкообразным изменением одного или нескольких параметров устройства (или его элементов); — отказы самоликвидирующиеся, т. е. отказы, устраняющиеся самопроизвольно или автоматически (например,, при резервировании); — отказы конструктивные, т. е. отказы, обусловленные ошибками при конструировании или несовершенством принятых методов конструирования; — отказы технологические, т. е. отказы, обусловленные нарушением принятого технологического процесса изготовления устройств или отступлениями от чертежей. Классификация допусков Допуск есть наибольшее допустимое отклонение значений параметров и характеристик, устанавливаемое для обеспечения последующей надежной работы устройств и их элементов. Допуски используются как при изготовлении устройств и их элементов (деталей), так и при эксплуатационном контроле технического состояния и обслуживании устройств. В связи с этим целесообразно различать: — производственный допуск — допуск, устанавливаемый стандартами, техническими условиями и/Другими документами на параметры и сборку изготавливаемого устройства; — ремонтный допуск — допуск, устанавливаемый техническими условиями и другими документами на параметры и сборку ремонтируемого устройства; — эксплуатационный допуск — допуск, устанавливаемый инструкциями и другими документами на параметры эксплуатируемых устройств (элементов). Классификация резервирования Резервирование является одним из важных методов обеспечения надежности. Следует различать: — резервирование общее, т. е. такое, при котором система (устройство) резервируется путем применения запасных однотипных систем (устройств); — резервирование раздельное путем применения в системах (устройствах) отдельных запасных деталей, элементов, блоков, узлов; — резервирование однократное, при котором для замены отказавшего изделия предусмотрено только одно запасное изделие; — резервирование многократное, при котором замена отказавшего изделия может выполняться несколько раз при помощи нескольких запасных изделий; отношение числа запасных изделий к числу резервируемых называется кратностью резервирования; — резервирование автоматическое, т. е. такое резервирование, при котором выявление необходимости и осуществление замены выполняется автоматически; — соединение последовательное (основное), т. е. соединение изделий, при котором неисправность одного изделия означает неисправность всего соединения; составные части такого соединения считаются основными изделиями; — соединение параллельное (резервное), т. е. соединение изделий, при котором неисправность соединения наступает лишь в результате неисправности основных и запасных изделий (или изделий, обеспечивающих резервирование при автоматическом резервировании). Техническая эксплуатация авиационной техники. М., Военное издательство, 1967. |
![]() |