ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ И РЕДУКТОРОВ ВЕРТОЛЕТОВ НА РАЗЖИЖЕННОМ МАСЛЕ

При эксплуатации двигателя на разжиженном масле особое внимание должно быть обращено на включение муфты сцепления трансмиссии, которое должно производиться при определенной температуре масла на входе в двигатель, обусловленной степенью разжижения масла бензином. Двигатель прогревают при отключенной трансмиссии на оборотах прогрева, указанных в инструкции по эксплуатации (например, для АШ-82В 1000—1100 об/мин), до температуры головок цилиндров не менее 40° С. Заканчивают прогрев тогда, когда температура масла на входе в двигатель будет соответствовать значению, установленному инструкцией по эксплуатации. Например, для двигателя АШ-82В эта температура при содержании бензина в масле до 10% должна быть 30°С, до 18% — 15°С и до 18—20% — 0°С.

При этих температурах время включения муфты должно находиться в установленных техническими условиями пределах (например, для АШ-82В от 17 до 60 сек). Если это время превышает установленные яормы, то нужно регулировкой жиклера переменного сечения увеличить (подачу масла во фрикционную муфту и тем самым сократить время ее включения. Не следует прогревать двигатель выше указанных температур масла, так как это понизит вязкость масла и приведет к чрезмерному увеличению времени включения трансмиссии.

Прогрев двигателя после включения трансмиссии производится так же, как и в летних условиях.

Если масло в маслосистеме разжижено более чем на 10% (например, на АШ-82В, Ми-4), то перед опробованием двигателя на режимах требуется произвести так называемое выпаривание бензина из масла.

Выпариванием называется работа двигателя с включенной трансмиссией, при закрытых заслонках на входе воздуха в вентилятор, на режиме 0,65—0,5 номинального и при температуре масла на входе 40—50° С. Проводится выпаривание для уменьшения процентного содержания бензина в масле. При высоком (более 10%) содержании бензина вследствие излишне низкой вязкости масла работа на повышенных режимах может сопровождаться недостаточным давлением масла в главной двигателя, а следовательно, и неудовлетворительной подачей масла к деталям для их смазки.

На двигателях АШ-82В выпаривание проводится до тех ПОР пока ПРИ температуре головок цилиндров 200—220° С температуре масла на входе в двигатель 40—50° С давление масла -полностью не восстановится до нормы.

После выпаривания разрешается проводить дальнейшее опробование двигателя на всех режимах без ограничения.

В полете происходит естественное испарение бензина из масла. Время полного испарения бензина зависит от типа двигателя и конструкции маслосистемы вертолета. Установлено, что для вертолетов Ми-4 это время составляет примерно 1 час 30 мин.

Если продолжительность полета недостаточна для полного испарения бензина, при последующем разжижении это учитывается: норму подачи бензина в масло уменьшают соответственно проценту бензина, оставшемуся от предыдущего разжижения.

Как уже указывалось, на разжиженном бензином масле в зимнее время работают не только двигатели, но и редукторы трансмиссии, в маслосистемах которых применяется масло МС-20 или МК-22. Поскольку температура редуктора и масла в его системе на земле и в полете значительно меньше температуры двигателя, то практически выпаривания бензина из маслосистемы редуктора не происходит и процент содержания бензина длительное время сохраняется таким, каким был при проведении разжижения.

В целях обеспечения постоянного процента разжижения масла в маслосистеме редуктора инструкциями предусмотрена периодическая проверка содержания бензина в масле (на вертолетах Ми-4 через каждые 10—15 час) по удельному весу разжиженного масла. Для проверки разжиженное и нагретое до 20° С масло из маслосистемы редуктора сливается (1—2 л) в специальную чистую посуду. В масло погружают на 5—6 мин ареометр и определяют удельный нес масла.

По измеренному удельному весу разжиженного масла (при 20°С), пользуясь специальной таблицей, приведенной ниже, определяют процент содержания бензина в масле.

При необходимости производится дополнительное разжижение масла в редукторе, которое осуществляется добавлением нужного количества бензина в масло через заправочную горловину бака. После этого для лучшего перемешивания бензина с маслом несущий винт проворачивается за лопасти на два—три оборота, затем редуктор опрессовывается при помощи ручного насоса.


В. Беляков, Н. Панов, В. Филиппов ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВЕРТОЛЕТОВ. - М.: ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР. 1961.

на главную