КОНСЕРВАЦИЯ ВЕРТОЛЕТОВ

Обычно перед консервацией вертолета производится его осмотр, устраняются замеченные дефекты, удаляется пыль и грязь с наружных поверхностей деталей. Аккумулятор с вертолета снимается и передается на хранение.

Примечания: 1. Консервировать вертолет в дождливую погоду и во время снегопада запрещается.

2. Двигатель и главный редуктор консервируются одновременно.

В первую очередь консервируется силовая установка. Для этого после остановки двигателя сливается бензин и масло из соответствующих баков и систем. Маслобак заполняется свежим маслом МК-22 или МС-20, а бензобак чистым бензином Б-70. Затем двигатель запускается и прогревается до температуры масла на входе в него 40—50° С. На оборотах 1000—1200 в минуту включается трансмиссия. С включенной трансмиссией двигатель должен работать 20 мин. При этом производится кратковременное двукратное включение и выключение трансмиссии. После чего двигатель останавливается, обдувается сжатым воздухом и протирается. Если температура наружного воздуха ниже +10° С, сливается масло из маслобака и маслосистемы.

Затем из цилиндров удаляются продукты сгорания, для чего выворачиваются свечи, открывается заслонка дроссельной коробки и коленчатый вал двигателя проворачивается за вентилятор на несколько оборотов. В каждый цилиндр вводится по 100—105 г смазки СП-Ц58М), подогретой до 15—30° С, при положении поршней в НМТ.

Из бензинового бака вертолета сливается бензин. При установленном рычаге лимба насоса непосредственного впрыска в положении максимальной подачи удаляется бензин из полости насоса путем проворачивания коленчатого вала двигателя (предварительно отсоединяется гибкий шланг подвода топлива к центробежному воздухоотделителю), и насос консервируется смесью 60% бензина Б-70 и 40% масла в следующем порядке:

— к штуцеру подвода бензина в насос присоединяется бачок на 4—5 л со смесью масла с бензином;

— коленчатый вал проворачивается за вентилятор на 10—15 оборотов до полного перетекания смеси из бачка в насос.

Качающий узел бензонасоса консервируется заливкой в подводящий штуцер 100—150 г масла, нагретого до 50—70° С, и последующего проворачивания за лопатки вентилятора на три — четыре оборота коленчатого вала.

В каждый цилиндр через свечные отверстия вторично впрыскивают по 100—150 г смазки СП-1 (58М), коленчатый вал при этом не проворачивается. В свечные отверстия цилиндров вворачиваются свечи и производится наружная консервация деталей двигателя, агрегатов и выхлопного коллектора, не имеющих лакокрасочного покрытая.

Агрегаты трансмиссии консервируются в следующем порядке.

Сливается масло из главного редуктора и заливается в него свежее масло.

Все агрегаты трансмиссии промываются снаружи бензином Б-70, но так, чтобы бензин не попал на резиновые втулки муфт главного вала, на резиновые обоймы опорных шарикоподшипников хвостового вала, а также внутрь опорных подшипников, барабана тормоза и в подшипники шарниров хвостового вала, затем насухо протираются. После чего производится консервация наружных неокрашенных деталей узлов трансмиссии, при этом нельзя допускать попадания смазки на резиновые детали главного и хвостового валов, а также внутрь барабана тормоза.

Фильтр маслоотстойника главного редуктора промывается в бензине, смазывается маслом МС-20 или МК-22 и ставится на место. Заливная горловина главного редуктора обворачивается парафинированной бумагой и обвязывается шпагатом.

В подшипники шарниров хвостового и концевого валов зашприцовывается гипоидное масло.

Масло из промежуточного и хвостового редукторов не сливается.

Лопасти несущего винта консервируются после снятия их с вертолета.

Жировые и масляные пятна с лопастей удаляются мыльной водой. Лакокрасочное покрытие при необходимости возобновляется. Смазываются наконечники лопастей и обвертываются парафинированной бумагой. Кожаные замки лопастей обильно пропитываются рыбьим жиром. Очищаются дренажные отверстия.

Снятые с вертолета лопасти хранятся в сухих исправных чехлах в ангаре, сарае или на открытом воздухе под навесом. Лопасти должны быть уложены на специальных козелках или ложементах носком вниз. Всякое дополнительное накрывание лопастей поверх чехлов не разрешается.

Как исключение, при отсутствии специальных козелков разрешается лопасти укладывать в горизонтальном положении на простые плоские козелки (по три козелка на лопасть) с мягкой прокладкой и обшивкой из байки так, чтобы лопасти опирались на козелки усиленными нервюрами.

Укладывать лопасти на землю или друг на друга запрещается.

Лопасти, хранящиеся на козелках или на ложементах под навесом, нужно проветривать, предварительно сняв с них чехлы, один раз в десять дней в течение всего дня при ясной погоде. При хранении лопастей в ангаре или сарае они проветриваются при снятых чехлах в течение двух — трех дней не реже одного раза в месяц.

Рулевой винт консервируется без съемки с вертолета. С лопастей рулевого винта удаляются мыльной водой масло и жировые пятна. Нарушенное лакокрасочое покрытие при необходимости возобновляется. Втулка винта и шарниры заполняются смазкой. Смазываются наконечники лопасти и наружная поверхность втулки винта. Лопасти ру левого винта тщательно зачехляются. Если во время дождя внутрь чехлов лопастей попала вода, чехлы с лопастей снимаются, просушиваются, а лопасти проветриваются.

Втулка несущего винта и автомат перекоса консервируются следующим образом. В осевые шарниры втулки заправляется масло МС-20 (летом) и МС-14 (зимой), в вертикальные шарниры зашприцовывается гипоидное масло и в горизонтальные шарниры заливается это же масло через воронку с сеткой.

В подшипник и втулку ползуна автомата перекоса зашприцовывается смазка ЦИАТИМ-201.

Наружные поверхности втулки несущего винта, автомата перекоса и коллектора противообледенителя обильно смазываются. Шланги противосбледенительной системы обертываются парафинированной бумагой и обвязываются шпагатом.

После консервации автомат перекоса и втулка несущего винта зачехляются?

Для консервации бака противообледенительной системы в него заливают 3 л чистого масла МС-20 или МК-22, нагретого до температуры 70—90° С, потом включают насос системы и заполняют маслом полость насоса.

Консервация гидроусилителей и гидроагрегатов. Наружные поверхности гидроусилителей (если последние установлены на вертолете) и гидроагрегатов обильно смазываются смазкой. Затем гидроусилители и гидроагрегаты для предохранения подвижных соединений от попадания на них пыли и грязи зачехляются.

Через каждые 30 дней стоянки чехлы с гидроусилителей и гидроагрегатов снимаются, подключается гидроагрегат и производится работа всеми органами управления. Затем восстанавливается слой смазки на направляющих ползуна автомата перекоса, после чего гидроусилители и гидроагрегаты вновь зачехляются.

Консервация шасси. Места с поврежденной окраской на стойках, подкосах и колесах шасси зачищаются шкуркой, смоченной в масле, полируются пастой ГОИ, промываются бензином и покрываются эмалевой краской. Выступающие части штоков амортизаторов (зеркальные поверхности) промываются бензином, после чего смазываются и обертываются парафинированной бумагой, которая укрепляется шпагатом.

Колеса шасси для предохранения пневматиков от попа-

Дания на них масла и Других жидкостей и защиты от прямых солнечных лучей тщательно зачехляются.

Хвостовая опора, в том числе цилиндр, пятка опоры и болты с гайками, зеркало штока амортизатора обильно смазываются.

Консервация фюзеляжа и управление вертолетом. В отсеке двигателя смазываются тяги управления двигателем и створками маслорадиаторов, качалки управления двигателем и наконечники шлангов масло- и бензосистем.

В кабине летчиков, средней части фюзеляжа и в редукторном отсеке смазываются тяги и качалки управления и механизмы загрузки.

В хвостовой и концевой балках смазываются тросы управления, тяги и качалки управления рулевым винтом и стабилизатором.

Дюритовые шланги и резиновые детали покрываются слоем талька.

Стыковочные узлы фюзеляжа, рамы двигателя и главного редуктора обильно смазываются.

Канатик антенны отсоединяется от мачты, промывается бензином, смазывается, свертывается в бухту, обертывается парафинированной бумагой, закрепляется на второй мачте и зачехляется.

Электроприборное, кислородное и радиооборудование специальной обработки не подвергаются; через каждые 30 дней хранения вертолета необходимо проверить его в объеме послеполетной “подготовки.

В летнее время после дождя с вертолета снимаются все чехлы, все наружные лючки, капоты вертолета и двигателя открываются, а чехлы просушиваются.

В. Беляков, Н. Панов, В. Филиппов ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВЕРТОЛЕТОВ. - М.: ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР. 1961.

на главную