ОБОРУДОВАНИЕ СТОЯНОК

При опробовании двигателя, установленного на самолет, тяга винта или тяга реактивного двигателя направлена вперед и, чтобы исключить в данном случае перемещение самолета вперед, под его колеса устанавливают тормозные колодки или затормаживают колеса . На вертолете же при опробовании двигателя тяга несущего винта направлена вверх. Удержать вертолет на земле (у земли) при этом можно тремя способами:

— привязыванием вертолета за специальные крепежные точки;

— загружением вертолета с таким расчетом, чтобы максимальная тяга несущего винта была меньше или равна весу вертолета;

— установкой специальных тормозов (пластин) на лопасти несущего винта (в этом случае при опробовании двигателя создаваемая несущим винтом максимальная тяга должна быть меньше веса вертолета).

Первый и второй способы дают возможность не только опробовать двигатель, но и осуществить регулировку несущего и рулевого винтов. Третий способ позволяет опробовать только двигатель, но не обеспечивает регулировку несущих винтов.

Для вертолетов малой грузоподъемности наиболее распространен первый способ. В данном случае действующие при опробовании двигателя на крепежные точки динамические нагрузки имеют незначительную величину, поэтому заделка крепежных приспособлений в землю особых трудностей не представляет и легко может быть осуществлена на полевых посадочных площадках.

При эксплуатации вертолетов большой грузоподъемности, у которых при опробовании двигателя динамические нагрузки достигают значительных величин, крепежные приспособления должны быть заделаны в землю прочно. Очень часто их закрепляют бетоном, но это не всегда можно осуществить в полевых условиях. Одна из схем крепежных точек показана на рис. 88. Наиболее целесообразным для тяжелых типов вертолетов является сочетание третьего способа с первым, т. е. для осуществления опробования двигателя необходимо иметь на каждый вертолет комплект приспособлений, создающий необходимое торможение вращению несущего винта, а для осуществления регулировки несущих винтов после их замены или при нарушении регулировки целесообразно иметь одну оборудованную крепежными точками стоянку.


При отсутствии приспособлений, создающих необходимое торможение вращению несущего винта, а также специально оборудованных крепежных точек частичное опробование двигателя можно осуществить при висении вертолета у земли. Полное опробование двигателя и проверку регулировки несущего винта в данном случае можно осуществить, загрузив вертолет таким образом, чтобы его вес был больше тяги несущего винта.

Заделка крепежных приспособлений в землю и периодическая проверка надежности этой заделки являются очень важными элементами оборудования и эксплуатации стоянок вертолетов. После заделки крепежного приспособления в землю нужно испытать надежность его на расчетные нагрузки. Проверку надежности заделки на расчетные нагрузки следует производить периодически и в процессе эксплуатации, особенно после дождей. Необходимо также периодически контролировать состояние швартовочных тросов и их узлов крепления. Все это делается для того, чтобы предотвратить обрыв (вырыв) крепежного приспособления. При обрыве (вырыве) приспособления находящийся «на привязи» вертолет опрокидывается, что может привести к его поломке.

Для загрузки вертолета с целью снятия полной мощности двигателя без отрыва его от земли необходимо знать величину максимальной тяги, развиваемую несущим винтом. Затем из максимальной тяги вычесть вес незагруженного вертолета и определить вес требуемой загрузки, которую произвести с учетом центровки. Смещение центровки относительно продольной или поперечной оси вертолета может вызвать при опробовании двигателя появление опрокидывающего момента, что усложнит опробование двигателя или же может привести к поломке вертолета. Ввиду сложности управления загруженным вертолетом опробование двигателя необходимо производить только летному составу.

В. Беляков, Н. Панов, В. Филиппов ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВЕРТОЛЕТОВ. - М.: ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР. 1961.

на главную