Партнерский проект с компанией Руспроектэксперт

Тел.: 8-495-771-14-07

Проектирование


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Эксплуатация несущих винтов вертолетов предусматривает мероприятия, проводящиеся с целью обеспечения постоянной исправности их в течение всего установленного ресурса и полного использования технических данных в полете.

Несущий винт является движителем вертолета, и от его состояния в первую очередь зависит достижение вертолетом в полете заданных летных характеристик.

Опыт практического применения вертолетов показывает, что в процессе эксплуатации несущих винтов происходит изменение их технического состояния в результате воздействия, с одной стороны, атмосферных факторов, а с другой — тех нагрузок, которые постоянно испытывает несущий винт при работе в полете или на земле.

К числу атмосферных факторов, влияющих на техническое состояние несущего винта, следует отнести такие, как температура и влажность воздуха, действие солнечных лучей, осадки в виде дождя, снега или града, наличие в воздухе промышленных газов и т. п.

Изменение температуры воздуха существенно влияет на вязкость смазок, применяемых для обеспечения нормальной работы трущихся деталей и механизмов втулки несущего винта (шарниров, подшипников и других подвижных соединений), вследствие чего происходит изменение усилий трения при работе сочленений и, как результат этого, нарушение нормальной работы несущего винта.

Повышенная влажность воздуха приводит к набуханию деревянных деталей силового набора и тканевой обшивки

лопастей несущего винта, способствует развитию в них процессов гниения, а также возникновению коррозии металлических элементов его конструкции.

Набухание деревянных деталей лопастей несущего винта в результате повышенной влажности вместе с тем приводит к изменению распределения веса по длине и по хорде лопасти, что изменяет ее массовые характеристики, а следовательно, нарушает балансировку лопастей.

Присутствие в воздухе промышленных газов наряду с повышенной влажностью еще более способствует усилению процессов коррозии.

Солнечные лучи разрушают лакокрасочное защитное покрытие лопастей несущего винта, что уменьшает стойкость деталей лопастей к воздействию перечисленных выше факторов.

Разумеется, действие перечисленных выше атмосферных факторов на техническое состояние несущего винта проявляется не сразу, а в процессе длительной эксплуатации. Если техническое обслуживание винта выполняется небрежно, несвоевременно проводятся мероприятия, предупреждающие появление повреждений элементов его конструкции в результате действия атмосферных факторов, то со временем эти повреждения прогрессивно развиваются и могут привести не только к нарушению нормальной работы несущего винта, но также к потере прочности его отдельных деталей и их разрушению.

Ко второй группе факторов, влияющих на техническое состояние силовых элементов конструкции несущего винта в процессе эксплуатации, относятся разнообразные силы и моменты, действующие на несущий винт при его работе в полете и на земле.

Из теории несущих винтов известно, что аэродинамические силы и моменты, а также инерционные силы, возникающие на лопастях несущего винта в полете, действуют периодически, постоянно изменяясь по величине, направлению и частоте.

Периодическое изменение аэродинамических и инерционных сил, действующих на различные элементы конструкции несущего винта, является источником разнообразных вибраций, которые могут приводить к нарушению контровки и ослаблению крепления отдельных деталей лопастей и втулки винта (оковок передних кромок, арматуры контурных огней лопастей и др.).

Кроме того, периодическое изменение аэродинамических и инерционных сил вызывает в силовых элементах винта переменные напряжения, в результате действия которых по мере наработки винтом определенного числа часов в силовых его элементах могут возникнуть усталостные трещины, приводящие винт в конечном итоге к разрушению.

При конструировании лопастей и втулок эти явления учитываются при расчетах, в результате чего динамическая "(усталостная) прочность в пределах установленного для них технического ресурса соответствующим образом обеспечивается. Более того, каждый образец конструкции несущего винта до внедрения в производство проходит специальные усталостные испытания на полный ресурс.

Однако сложность учета всех фактических нагрузок, испытываемых несущим винтом при работе, вместе с возможными отклонениями от технических условий при изготовлении его в производстве требуют внимательного наблюдения за состоянием силовых элементов винта в эксплуатации, своевременного выявления возможных усталостных трещин, чтобы не допустить разрушения конструкции.

Различные поломки несущих винтов могут произойти также в результате несоблюдения обслуживающим персоналом правил эксплуатации вертолетов. Например, резкое включение трансмиссии при ее опробовании может привести к поломке силовых элементов лопастей из-за происходящего при этом удара лопастями об ограничители. К поломке может привести также резкое включение тормоза трансмиссии при ее остановке и т. п. При неаккуратном снятии чехлов с лопастей несущего винта возможно повреждение установленных на лопастях триммерных пластин и, следовательно, нарушение нормальной работы винта в полете.

Надежная работа несущего винта на протяжении всего установленного ему технического ресурса может быть обеспечена только в том случае, если летный и технический состав будет строго соблюдать установленные правила его эксплуатации и технического обслуживания.

При техническом обслуживании несущего винта эксплуатирующий персонал производит необходимые осмотры, систематически следит за сохранением правильной регулировки винта в процессе эксплуатации, за достаточной прочностью его силовых элементов, смазкой трущихся узлов и деталей, сохранением лакокрасочных и других защитных покрытий, устраняет различные повреждения и неисправности, возникающие в процессе эксплуатации.

Все эти различные по характеру операции, подробное описание которых будет изложено ниже, производятся в определенном порядке при установке несущего винта на вертолет, проведении предполетной и послеполетной подготовок вертолета, выполнении регламентных и профилактических работ.

В. Беляков, Н. Панов, В. Филиппов ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВЕРТОЛЕТОВ. - М.: ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР. 1961.

Экспертиза

на главную