http://www.lemmens-crane.ru российский крановый завод.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Трансмиссия в широком смысле слова — совокупность агрегатов и деталей, обеспечивающих передачу мощности двигателя к рабочим механизмам. На вертолете трансмиссия обеспечивает передачу мощности от двигателя на винты вертолета с числом оборотов, соответствующим наивыгоднейшим условиям работы несущих и рулевых винтов. Посредством трансмиссии также обеспечивается определенное направление вращения несущих и рулевых винтов и передача мощности для работы других агрегатов и механизмов.

Схема компоновки трансмиссии на вертолете зависит прежде всего от схемы вертолета, а также от типа и расположения двигателя. Для наиболее распространенной в нашей стране одновинтовой схемы вертолетов трансмиссия имеет вид, показанный на рис. 45.

У одновинтового вертолета большая часть мощности двигателя при помощи трансмиссии передается на вращение несущего винта, а меньшая часть ее (около 7-10%) — на вращение рулевого винта. У двухвинтового вертолета продольной схемы мощность обоих двигателей передается на общую трансмиссию, где большая часть ее в горизонтальном полете расходуется на вращение заднего несущего винта, так как он работает в потоке, отбрасываемом передним винтом.

Основными элементами трансмиссии вертолетов являются главные, промежуточные и хвостовые редукторы, валы трансмиссии, тормоза несущих винтов, муфты включения трансмиссий и муфты свободного хода.


Живучесть вертолета в значительной степени зависит от живучести агрегатов трансмиссии; преждевременный выход их из строя в полете может привести к тяжелым летным происшествиям.

Опыт эксплуатации вертолетов показывает, что в пределах установленных сроков службы трансмиссия работает в основном надежно. Безотказная работа трансмиссии во многом зависит от своевременности и полноты смазки трущихся поверхностей ее валов и редукторов; отсутствие достаточного количества смазки или недостаточная кондиционность ее могут привести к повышенным трениям в сочленениях и, как следствие, к повышенному износу деталей трансмиссии.

При эксплуатации трансмиссии в полете основное внимание следует обращать на выдерживание предельных температурных режимов работы редукторов и на наличие давления масла в них. Во всех случаях при падении давления масла ниже допустимой величины или при повышении температуры масла в редукторе сверх установленных норм нужно произвести посадку вертолета для выяснения и устранения причины дефекта.

Особенно внимательно необходимо контролировать температурный режим редукторов при эксплуатации вертолетов в условиях высоких температур окружающего воздуха. В этом случае при опробовании вертолетов на земле нельзя допускать длительной работы на повышенных оборотах, так как возможен перегрев масла в редукторах. Охлаждение же сильно нагретого масла в условиях высоких температур окружающего воздуха требует длительного времени, что может привести к срыву выполнения полетного задания.

Одним из признаков исправного состояния трансмиссии (при выключенном состоянии) является легкость ее вращения, которая проверяется вращением лопастей несущего винта рукой или специальным динамометром.

Проверка легкости вращения трансмиссии динамометром (безменом) производится так же, как и проверка затяжки гасителей колебаний (тем же динамометром). Разница заключается только в том, что затяжка гасителей колебаний проверяется при заторможенной трансмиссии, а легкость вращения трансмиссии — при отключенном тормозе (трансмиссия расторможена).

Для одного и того же вертолета при всех прочих равных условиях (достаточности смазки в шарнирных сочленениях и одинаковой температуре) усилие, потребное для страгивания (вращения) трансмиссии, с увеличением выработки ресурса должно уменьшаться или оставаться неизменным. Так, например, для вертолетов Ми-4 оно должно соответствовать примерно 5 кг.

Величину усилия страгивания (вращения) трансмиссии техническому составу целесообразно проверять на каждом поступающем в часть новом вертолете при определенных температурных условиях агрегатов трансмиссии, а в процессе эксплуатации вертолета периодически контролировать ее при тех же температурных условиях.

Если будет обнаружено, что усилие страгивания (вращения) трансмиссии увеличилось, необходимо выяснить причину этого и устранить ее. Причинами в данном случае могут быть:

— повышенное трение в редукторах трансмиссии из-за разрушения отдельных элементов конструкции или отсутствия достаточного количества смазки, а также загустевания смазки;

— повышенные трения в валах трансмиссии вследствие нарушения соосности валов, разрушения подшипников, загустевания или отсутствия достаточного количества смазки в подшипниках;

— трение в тормозе трансмиссии из-за неполного его растормаживания техником (летчиком), потеря упругости пружины, вытяжка тросов управления тормозом или уменьшение зазора между колодкой и барабаном тормоза.

Указанные выше причины в эксплуатации можно легко и быстро установить путем проверки:

— состояния фильтров и магнитных пробок, а также слитого из отстойника масла (на магнитных пробках и в масле не должно быть металлической стружки);

- наличия в редукторах и подшипниках валов масла (смазки);

— температуры масла (смазки);

— соосности валов;

— положения ручки управления тормозом и состояния регулировки управления тормозом.

Опыт эксплуатации вертолетов показал, что в большинстве случаев увеличение усилия страгивания (вращения) трансмиссии связано с нарушением нормальной работы тормоза, поэтому в первую очередь необходимо проверить тормоз, а затем уже валы и редукторы трансмиссии.

В. Беляков, Н. Панов, В. Филиппов ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВЕРТОЛЕТОВ. - М.: ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР. 1961.

на главную