Партнерский проект с компанией Руспроектэксперт

Тел.: 8-495-771-14-07

Проектирование


Лучшее предложение на паяные пластинчатые теплообменники от компании http://www.frienergy.ru.

ПОСАДКА ВЕРТОЛЕТА

На вертолетах посадку можно производить несколькими способами: без пробега по земле, или, как называют такую посадку, «по-вертолетному», и с пробегом по земле, т. е. «по-самолетному». Основным способом посадки вертолета является посадка «по-вертолетному», при которой не требуется специальной посадочной полосы. Возможность таких посадок расширяет область применения вертолетов и позволяет использовать их там, где невозможно использовать самолет.

Посадка «по-самолетному» выполняется в тех случаях, когда из-за недостатка располагаемой мощности двигателя невозможно произвести зависание перед посадкой. К этим случаям относятся посадка вертолета в высокогорной местности, посадка с перегрузочным полетным весом и посадка при наличии высокой температуры наружного воздуха.

При посадке «по-вертолетному» имеются два элемента посадочной траектории, которые присущи самолету: это выравнивание и выдерживание, и один элемент — висение, который присущ только вертолету. После висения производится вертикальное приземление. Выдерживание при посадке вертолета незначительно и может даже отсутствовать. Посадка «по-вертолетному» выполняется следующим образом. Планирование перед посадкой производится на скорости 90—120 км/час. Начиная с высоты 40—50 м взятием ручки управления на себя скорость полета плавно гасится. На скорости 40—60 км/час по прибору коррекция газа устанавливается в положение «большой газ» и плавно увеличивается общий шаг несущего винта. Общий шаг увеличивается до момента зависания вертолета. При отсутствии препятствий на подходе висение выполняется на высоте 1—3 м.

После того как вертолет завис, плавным уменьшением общего шага несущего винта добиваются, чтобы вертикальная скорость снижения к моменту приземления была около 0,1—0,2 м/сек.

Убедившись, что вертолет стоит колесами на твердом грунте, уменьшают общий шаг несущего винта до минимального значения. Такое уменьшение общего шага исключает раскачку вертолета и подпрыгивания в случае грубого приземления с большой вертикальной скоростью. Таким образом, при посадке «по-вертолетному» происходит значительное изменение общего шага несущего винта, который до момента зависания вертолета увеличивается, а затем уменьшается до минимального значения. Увеличение общего шага несущего винта происходит, как правило, до значения, соответствующего номинальной или реже взлетной мощности двигателя.

Необходимость использования столь больших мощностей двигателя обязывает экипаж следить, чтобы не было во время планирования переохлаждения двигателя, при котором возможна даже его самоостановка.

При посадке вертолета «по-самолетному» траектория посадки состоит из тех же элементов, что и при посадке самолета: выравнивание, выдерживание и пробег до полной остановки.

На выравнивании уменьшается вертикальная скорость снижения взятием ручки управления на себя. При этом вертолет и плоскость вращения винта наклоняются назад, увеличивается угол атаки несущего винта, что приводит к увеличению его тяги и уменьшению вертикальной скорости снижения. За 100—150 м до места приземления скорость полета должна быть 40—50 км1нас и высота полета не более 3—5 м. Дальнейшее снижение вертолета производится на вертикальной скорости 0,5—1 м1сек с уменьшением скорости полета к моменту приземления до 20—25 км/час по прибору. Ввиду того что приближение вертолета к земле происходит под большим углом, перед приземлением необходимо ручку управления отдавать от себя, ибо в противном случае может произойти удар хвостовой опорой или рулевым винтом о землю и их поломка. Определение момента отдачи ручки управления от себя требует повышенного внимания летчика и четкости в управлении, поэтому посадка «по-самолетному» сложнее по технике выполнения, чем посадка «по-вертолетному». Кроме того, при пробеге вертолета по недостаточно ровной поверхности может возникнуть явление «земного резонанса», которое приводит к поломке вертолета.

Проявление «земного резонанса» связано с тем, что вертолет представляет собой упругую систему (шасси, фюзеляж, несущий и рулевой винты), которая имеет собственную’частоту колебаний.

При воздействии на вертолет какой-либо внешней силы, что бывает при пробеге вертолета по неровной поверхности, происходят вынужденные колебания шасси, фюзеляжа и других элементов системы, которые могут совпасть с их собственными колебаниями и вызвать «земной резонанс». Явление «земного резонанса» изучено достаточно полно, и в частности выявлено, что оно может возникнуть при слишком высоких давлениях в амортизационных стойках шасси, малых давлениях в пневматиках колес, а также при недостаточной затяжке гасителей колебаний вертикальных шарниров втулки несущего винта.

При возникновении «земного резонанса» в элементах конструкции вертолета возникают большие напряжения, что приводит даже к разрушению некоторых силовых узлов. Кроме того, управление вертолетом становится затруднительным, а в случае интенсивного «земного резонанса» происходит полная потеря управляемости. Предотвратить развитие «земного резонанса» можно уменьшением общего шага несущего винта до минимального значения.

Если при посадке было явление «земного резонанса», вертолет необходимо тщательно осмотреть и проверить, кет ли разрушений элементов конструкции. Особенно тщательно следует осмотреть с помощью лупы узлы подвески шасси, рамы двигателей и редукторов и узлы их крепления, несущий и рулевой винты, узлы стыковки фюзеляжа с концевой балкой, концевой — с хвостовой балкой, узлы крепления стабилизатора и другие силовые узлы вертолета.

Практика эксплуатации вертолетов показала, что наиболее часто явление «земного резонанса» проявляется при пробеге вертолетов.

В. Беляков, Н. Панов, В. Филиппов ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВЕРТОЛЕТОВ. - М.: ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР. 1961.

Экспертиза

на главную