ПОСЛЕПОЛЕТНАЯ ПОДГОТОВКА

Послеполетная подготовка является -основным и наиболее ответственным этапом подготовки вертолета к очередным полетам. Она может проводиться в один или в два этапа.

В том случае, когда после окончания полетов имеется достаточно времени для выполнения полного объема работ, послеполетная подготовка проводится в один этап (в конце летного дня). Если времени мало, эта подготовка может проводиться в два этапа. На первом этапе (в конце летного дня) приводят вертолет в исправное состояние, а на втором этапе (на следующий день после полета) выполняются все остальные работы.

Послеполетная подготовка в один этап проводится и в том случае, когда этого требует характер выполняемых задач. При решении вопроса об этапах подготовки вертолета к очередному полету необходимо исходить из того, чтобы авиатехника в каждом конкретном случае как можно быстрее была подготовлена к полету.

Качество и быстрота выполнения послеполетной подготовки во многом зависят от правильной расстановки и подготовки личного состава к проведению этой работы, а также от распределения средств аэродромного обслуживания авиатехники. В организации этой работы большая роль принадлежит технику и инженеру.

Основными элементами послеполетной подготовки вертолета являются:

— заправка его топливом, маслами и газами;

— проведение послеполетного осмотра и устранение выявленных при этом неисправностей.

По окончании полетов после заруливания вертолета на стоянку летчик должен сообщить технику (механику) о том, как работали в полете силовая установка, несущая система и трансмиссия. Если в полете были обнаружены неисправности, летчик должен сообщить технику (механику), на каком режиме работы двигателя или режиме полета они появились, характер их проявления и т. д.

На основании замечаний летчика техник (механик) вертолета должен подробно проанализировать неисправность, установить причину ее появления при помощи имеющихся в эксплуатации средств контроля работы техники и устранить эту причину. При необходимости (после предварительного осмотра дефектных мест) вертолет устанавливается на специальную площадку, оборудованную крепежными точками, закрепляется на этой стоянке и опробуется «на привязи».

Примечание, Опробование вертолета на режиме висения не рекомендуется.

В зимних условиях после заруливания вертолета на стоянку нужно произвести разжижение масла в маслосистем ах двигателя и редукторов в соответствии с требованиями инструкций.

В том случае, когда не предусматривается проведение работ на авиатехнике, связанных с разрядкой систем, необходимо произвести заправку вертолета топливом, маслами и газами.

Заправка баков вертолета топливом производится из топливозаправщика. Водитель топливозаправщика должен быть хорошо проинструктирован в отношении соблюдения правил подъезда к вертолетам, особенно к тем, у которых несущие винты расположены низко и имеют большое количество лопастей. Это делается для предотвращения повреждения вертолета.

Перед заправкой баков вертолета топливом следует убедиться в его кондиционности по данным паспорта и взятием проб из отстойника топливозаправщика и из раздаточного пистолета. В полевых условиях топливо для пробы наливается в прозрачную стеклянную емкость и просматривается на глаз. Наличие в топливе воды, механических примесей или кристаллов льда (зимой) при этом легко обнаруживается. При необходимости более тщательного контроля кондиционности топлива оно направляется в лабораторию ГСМ.

Затем проверяется по формулярам общая наработка фильтров топливозаправщика и выполнение регламентных работ на них, а также состояние фильтра раздаточного пистолета. Затем проверяется пломбировка фильтра, заливной горловины и других люков топливозаправщика.

Вертолет и топливозаправщик перед началом заправки должны быть надежно заземлены. При отсутствии заземления может произойти искровой разряд между раздаточным пистолетом и горловиной бака, так как образующиеся заряды статического электричества отводиться в землю не буду т.

У вертолета устанавливается противопожарный инвентарь.

В целях обеспечения противопожарной безопасности заправка вертолета при грозовых разрядах, работающих двигателях, при проворачивании коленчатого вала двигателя, включенном зажигании или включенных других источниках энергии запрещается.

При необходимости заправки вертолета во время дождя, снега или ветра требуется принять меры, предупреждающие попадание в топливные баки воды, снега или пыли. Горловины баков в этом случае закрывают специальным чехлом.

При заправке баков топливом техник (механик) должен не допускать избыточного давления в раздаточном шланге.

При заправке систем маслом (если оно было накануне полностью слито) необходимо открыть сливные краны, чтобы исключить образование в системе воздушных пробок. Закрывают краны только после того, как из них полной струей потечет масло.

При заправке маслосистемы горячим маслом (зимой) рекомендуется сливать через сливной кран 5—7 л масла, пока не пойдет горячее масло. Это делается для обеспечения лучшей смазки трущихся поверхностей деталей двигателя.

Объем заливаемого масла должен точно соответствовать требованиям инструкции. Отступления от нормы в сторону увеличения или уменьшения количества масла недопустимы. При недостаточном количестве масла в баке оно быстрее нагревается, вязкость его падает, давление масла уменьшается, а его расход увеличивается (сгорает в камере сгорания;. Все это приводит к повышенному трению в подшипниках, интенсивному нагарообразованию на свечах и преждевременному выходу их из строя.

При избытке масла в баке пеногасящее устройство бака может перестать работать, что приведет к усиленному ценообразованию масла и выбросу его через дренаж.

Перед заправкой бортовых баллонов сжатым воздухом нужно убедиться, что аэродромный баллон заряжен сжатым воздухом, а не другими газами (по окраске и надписи на баллоне).

В связи с тем что воздух в аэродромных баллонах находится под давлением 120—150 атм, удары по баллонам или гайке штуцера твердыми предметами, а также удары баллонов друг о друга или о землю недопустимы. Чтобы исключить попадание воды в воздушную систему, перед зарядкой баллон следует наклонить в сторону головки на 15°, открыть на короткое время вентиль для слива конденсата, после чего установить баллон головкой вверх. Зарядные шланги перед подсоединением их к бортовой сети нужно тщательно продуть.

В. Беляков, Н. Панов, В. Филиппов ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВЕРТОЛЕТОВ. - М.: ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР. 1961.

на главную