Партнерский проект с компанией Руспроектэксперт

Тел.: 8-495-771-14-07

Проектирование


ПОСЛЕПОЛЕТНЫЙ ОСМОТР

Послеполетный осмотр вертолета является основным видом осмотра. Маршрут и объем его, как и других видов осмотра, определяется требованиями инструкций по каждому типу вертолета. Перед проведением осмотра техник (механик) должен учитывать условия и режим совершенного полета, характер посадки и другие вопросы, связанные с дополнительным нагружением конструкции вертолета, и соответственно сконцентрировать основное внимание на осмотре тех агрегатов, которые подвергались наибольшему нагружению в полете.

Так, например, при полете в грозу или сильную болтанку особенно внимательно следует осмотреть несущие и рулевые винты, управление вертолетом, состояние хвостовой и балок, а при посадке вертолета на режиме авторотации — состояние шасси, хвостовой опоры, рулевого винта и концевой балки.

Более внимательно необходимо осматривать детали и агрегаты, на которых ранее выявлялись дефекты; детали и агрегаты, которые перед прошедшим летным днем были заменены, а также детали и агрегаты, у которых осталось мало времени до выработки установленных им сроков службы (по налету и по календарным срокам) или до выполнения регламентных работ.

Прежде чем приступить к осмотру, необходимо очистить все детали и агрегаты вертолета от пыли и масла. При этом в зависимости от условий метеорологической обстановки (при стоянке вертолета под открытым небом) снимать капоты можно полностью или частично.

Все выявляемые при осмотре дефекты записываются Е журнал подготовки вертолета к полету. К их устранению технический состав приступает только после проведения полного осмотра вертолета.

Силовая установка

При осмотре силовой установки прежде всего проверяется, не перегреты ли цилиндры двигателя. У перегретых в полете цилиндров имеется отставание краски.

Затем проверяется крепление двигателя к раме и рамы к фюзеляжу, при этом необходимо убедиться в том, что нет трещин на кольце рамы, на кронштейнах крепления двигателя к раме, на подкосах и узлах.

Тщательно проверяется герметичность топливной и масляной систем. Течь бензина определяется по окраске тру бопроводов, штуцеров или заглушек топливом, по появлению капель или отпотеванию. Особое внимание необходимо обращать на гибкие шланги вблизи выхлопного коллектора (на их эластичность, наличие трещин и разбухание) и на трубки высокого давления бензина. Крепление трубопроводов проверяется визуально или легким покачиванием их.

Проверяется состояние и крепление топливных и масляных баков, чистота дренажных трубопроводов, состояние и крепление радиаторов. Убеждаются в надежности крепления агрегатов, установленных на двигателе, в затяжке свечей, с надежности соединения тяг и качалок управления двигателем, шторками радиаторов и шторками системы охлаждения двигателя. После этого проверяется состояние герметизации силовой установки и надежность металлизации, исправность замков капотов и состояние капотов силовой установки.

Затем проверяется состояние и надежность крепления выхлопных коллекторов. Выбивание газов из шаровых и телескопических соединений коллекторов определяется по нагару. В труднодоступных местах осмотр производится при помощи зеркала. Подозрительные места осматриваются при помощи лупы. При осмотре коллекторов обращается внимание на их подвижность, а также на достаточность зазора между коллектором и другими деталями.

Несущие и рулевые винты

При осмотре винтов убеждаются в свободе перемещения лопастей относительно горизонтальных шарниров (покачиванием их относительно этих шарниров), в легкости их перевода от минимального до максимального шага (из кабины при помощи ручек управления и педалей), в исправности гасителей колебаний лопасти (покачиванием лопасти в плоскости вращения) и центробежных ограничителей свеса лопастей, а также в отсутствий недопустимых люфтов в шарнирах втулок и деталях управления винтами.

Проверяется состояние втулок, при этом особое внимание обращается на отсутствие вмятин на ограничителях свеса лопастей, исправность болтовых сочленений втулок, отсутствие трещин и деформаций на деталях втулок, герметичность шарнирных сочленений (по утечке масла).

Тщательному осмотру подвергаются трубы лонжерона лопастей в месте установки заклепочных швов. Трещин в этих местах не должно быть. У лопастей проверяется также состояние ребер атаки и обтекания, лакокрасочное покрытие, обшивка и кожаные замки. Убеждаются в исправности проводки противообледенительной системы лопастей.

При необходимости производят дозаправку маслом шарнирных сочленений втулок.

Трансмиссия

После выключения двигателя и остановки несущего винта на ощупь проверяется температура барабана тормоза трансмиссии. Кроме того, проверяется отсутствие течи масла из сочленений редакторов, их агрегатов и масло- систем.

Убеждаются в надежности крепления редукторов к рамам, рам к фюзеляжу и в удовлетворительном состоянии подредукторных рам. Проверяется состояние и крепление агрегатов на редукторах, состояние и герметичность капотов и лючков и надежность работы их замков.

Управление вертолетом

Перед осмотром управления вертолетом убеждаются в свободе перемещения ручек и педалей на всем диапазоне их отклонения. Шарнирные соединения управления, кроме подшипников закрытого типа, должны быть промыты и заново смазаны. После чего проверяются все звенья цепей различных систем управления: надежность сочленения, отсутствие заедания и наличие люфтов, надежность заделки вильчатых наконечников и ушковых болтов, отсутствие ослабления заклепок. Люфты в резьбовых сочленениях ушковых болтов и вильчатых наконечников не допускаются. Убеждаются в отсутствии заедания и трения тяг о детали и друг о друга.

Зазоры между подвижными звеньями управления должны быть не менее 5 мм, а между подвижными звеньями управления и неподвижными деталями не менее 3 мм.

Проверяется состояние заделки подшипников в качалках и наконечниках, состояние серьги поводка автомата перекоса и других его деталей, величина люфтов в тягах автомата перекоса, а также состояние и работоспособность гидроусилителей вераолета.

Гидравлическая и пневматическая системы

У гидравлических и пневматических систем проверяется герметичность трубопроводов и агрегатов (по наличию утечки) и надежность отбортовки трубопроводов. Обращается особое внимание на отсутствие касания трубок друг о друга и о другие детали конструкции вертолета.

Фюзеляж

У фюзеляжа проверяется состояние обшивки: цело ли лакокрасочное покрытие, нет ли вмятин, трещин и ослабления заклепок. Убеждаются в надежности крепления хвостовой и концевой балок, стабилизатора и хвостовой опоры. Проверяется состояние опор подвески валов трансмиссии, шпангоутов и стрингеров, исправность дверей кабины и створок грузовых люков и исправность их замков.

Кабина летчиков

В кабине летчиков проверяется подгонка и надежность закрытия дверей, состояние остекления кабины, приборов и оборудования кабины (крепление приборов и агрегатов, положение стрелок приборов и исправность действия агрегатов). Убеждаются в надежности крепления сидений, в работе механизма подъема их, надежности привязных ремней и исправности замков.

Шасси

У шасси проверяется состояние пневматиков обода и реборд колес: нет ли трещин, деформаций, проворота покрышки относительно обода и достаточность давления; состояние амортизационных стоек: нет ли задиров и рисок на штоках, течи смеси из-под уплотнительных манжет и нормально ли давление в стойках.

О результатах проведенного осмотра лица, производившие осмотр, докладывают технику и инженеру.

Работы по устранению выявленных дефектов организуют и контролируют техликн и инженеры по специальности. В зависимости от объема работ и времени готовности вертолета работы по устранению дефектов выполняются в день осмотра или на следующий день.

По окончании работы на вертолетах технический состав убирает место их стоянок, зачехляет и швартует вертолеты.

Рабочий день завершается заполнением формуляров и техническим разбором. К проведению технических разборов необходимо серьезно готовиться, так как они являются исключительно действенным средством по обеспечению работы без летных происшествий. На разборе инженер дает оценку работы технического состава за день, анализирует ошибки, допущенные им при проведении осмотров, при устранении неисправностей и обслуживании полетов, подробно анализирует все дефекты и отказы авиатехники, причины их появления и характер проявления, затем дает рекомендации по предупреждению появления этих дефектов.

Для убедительности все отказы должны демонстрироваться непосредственно на авиатехнике. При необходимости инженер подразделения или техник проводит показательный осмотр авиатехники (отдельных систем, агрегатов или деталей).

В. Беляков, Н. Панов, В. Филиппов ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВЕРТОЛЕТОВ. - М.: ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР. 1961.

Экспертиза

на главную