РАССТАНОВКА ВЕРТОЛЕТОВ НА СТОЯНКЕ И НА СТАРТЕ

Принцип размещения вертолетов на стоянке и на старте такой же, как и самолетов. Разница заключается в том, что вертолеты устанавливаются на больших интервалах и дистанциях, чем самолеты. Это вызвано тем, что поток воздуха, отбрасываемый лопастями винта,— у самолетов с поршневыми двигателями — или поток газов, вытекающих из сопла,— у самолетов с реактивными двигателями — направлен назад и поэтому не влияет на выбор величин интервалов между рядом стоящими самолетами. У вертолетов же поток воздуха, отбрасываемый лопастями несущих винтов при опробовании двигателей, направлен в стороны вниз. При недостаточных интервалах и дистанциях между рядом стоящими вертолетами отбрасываемые несущими винтами потоки воздуха могут оказывать взаимное влияние на характер распределения скоростей по диску несущего винта.

Так, например, при наличии потока воздуха справа (рис. 85) и правом вращении несущего винта (при виде сверху) у лопасти, проходящей спереди, окружные скорости (сoR) будут складываться со скоростью потока, отбрасываемого вращающимся несущим винтом рядом стоящего вертолета, а у лопасти, проходящей сзади, будет иметь место разность между указанными скоростями.

При прохождении лопастями любого другого азимутального положения диска несущего винта результирующую скорость для определенного сечения лопасти можно определить по формуле



Вследствие неравномерного распределения скоростей по диску несущего винта подъемная сила (тяга) лопастей также будет неравномерной, что приведет в данном случае к наклону конуса вращения, а следовательно, и результирующей тяги несущего винта назад влево.

При наличии потока слева (вращение несущего винта правое) результирующая тяга отклонится вперед вправо; при потоке спереди результирующая тяга будет отклоняться вправо назад, а при потоке сзади — влево вперед.

Аналогично распределяются результирующие скорости по диску несущего винта и во время опробования двигателя при ветре.

Отклонение результирующей тяги несущего винта в одну из указанных выше сторон приводит к неравномерному нагружению крепежных точек вертолета, когда

Опробование Двигателя производится «на привязи», или к усложнению управления вертолетом при проверке работы двигателя и трансмиссии «без привязи» вертолета.

Опыт эксплуатации вертолетов показал, что для исключения взаимного влияния потоков, отбрасываемых лопастями несущих винтов, расстояние между рядом стоящими вертолетами должно быть не менее трех диаметров несущих винтов. Но в каждом отдельном случае величина этого расстояния зависит от типа вертолета и указана в инструкции по эксплуатации вертолета.

На малых оборотах несущего винта и при значительной силе потока или ветра справа возможен удар идущей по потоку лопасти о хвостовую балку вследствие ее опускания .вниз из-за малой величины подъемной и центробежной сил. Для предупреждения поломки лопастей несущего винта при его вращении на небольших оборотах следует перед запуском двигателя и перед выключением трансмиссии устанавливать вертолет с учетом направления и силы ветра. Для вертолета Ми-4 безопасная раскрутка и остановка несущего винта может производиться при любом положении вертолета по отношению к направлению ветра, когда его скорость равна или меньше 10 м/сек. При ветре свыше 10 м./сек вертолет нужно устанавливать так, чтобы он обдувался ветром спереди или слева. Влияние силы и направления ветра на положение лопастей несущего винта относительно хвостовой балки вертолета Ми-4 показано на рис. 86 и 87. Расстояние между хвостовой балкой и концами лопастей при стоянке вертолета в спокойном состоянии в этом случае равнялось 410 мм.

При стоянке вертолетов на полевых аэродромах или площадках следует обращать внимание на надежность швартовки лопастей несущих и рулевых винтов, с тем чтобы порывистый ветер или воздушный поток от рядом вращающегося несущего винта вертолета не вызывал периодического поворота лопасти относительно вертикального, горизонтального или осевого шарниров. Периодический поворот лопастей вокруг указанных шарниров может привести к износу шарнирных сочленений управления вертолетом и, как следствие, к появлению вибрации вертолета в полете.

Натяжение крепящих лопасти тросов должно быть таким, чтобы закрепленная лопасть не получала дополнительной нагрузки, которая может вызвать остаточные деформации лопасти.


В. Беляков, Н. Панов, В. Филиппов ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВЕРТОЛЕТОВ. - М.: ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР. 1961.

на главную