РЕГЛАМЕНТНЫЕ РАБОТЫ

Регламентными работами называются такие работы, которые выполняются на вертолете (двигателе) через определенное время налета или хранения вертолета.

Объемы и сроки выполнения этих работ определяются инструкциями и едиными регламентами конкретных типов вертолетов. На сроки выполнения регламентных работ существенное влияние оказывают условия эксплуатации авиатехники (летом из-за повышенного пылеобразования износ трущихся деталей больше, чем зимой, а на пыльном аэродроме больше, чем на травянистом, и т. д.).

К выполнению регламентных работ допускается только тот технический состав, который имеет достаточную теоретическую подготовку и необходимые практические навыки, хорошо знает контрольно-измерительную аппаратуру и умеет ею пользоваться. Перед регламентными работами вертолет должен быть осмотрен в объеме послеполетного осмотра и на нем должны быть устранены все дефекты, за исключением тех, которые можно устранить при выполнении регламентных работ.

Типовыми регламентными работами на вертолетах являются:

— промывка фильтров, слив конденсата из отстойников топливных и масляных баков и продувка дренажей топливных и масляных систем;

— замена масла в системах двигателя, редукторов, смазок в шарнирах втулок и шарнирах управления вертолетом и двигателем;

— проверка надежности крепления агрегатов и деталей;

— проверка регулировочных данных двигателя, вертолета, их агрегатов и восстановление их в соответствии с требованиями инструкций;

— проверка работоспособности отдельных агрегатов и механизмов.

В топливных системах вертолетов устанавливается два типа фильтров: сетчатые и шелковые. Сетчатые фильтры задерживают только механические примеси, а шелковые — механические примеси и воду. В маслосистемах двигателя также устанавливается два типа фильтров: сетчатые и пластинчатые. Сетчатые фильтры, как и в топливной системе, задерживают только механические примеси, а пластинчатые— механические примеси и воду.

Необходимость периодической очистки указанных фильтров объясняется тем, что механические примеси и вода, оседая на фильтрах, уменьшают их пропускную способность, что приводит к нарушению нормального питания двигателя (редукторов) топливом и маслом.

Слив конденсата из отстойников топливных и масляных баков вызван тем, что в них скапливаются вода и механические примеси.

Продувку дренажей топливных и масляных систем производят для того, чтобы исключить их закупорку. Закупорка дренажа топливного бака приводит к прекращению подачи топлива, а закупорка дренажа маслобака — к его раздуванию.

Периодическая замена масла в системах двигателя, редукторов, смазок в шарнирах втулок и шарнирах управления вертолетом и двигателем производится потому, что они при эксплуатации загрязняются, от действия высоких температур окисляются и тем самым теряют смазывающую способность.

Особенно важна замена масла в первые часы эксплуатации нового двигателя или вертолета, когда детали еще не приработались. В первые часы работы двигателя или вертолета масло вымывает из всех труднодоступных мест систем и агрегатов частицы грязи и металла, которые скапливаются у фильтров. Чтобы освободиться от этих частиц, масло заменяют, промывают фильтры и маслосистемы. Слив масла из систем производят через фильтрующие элементы для того, чтобы уловить примеси и выяснить причины их появления и принадлежность.

Необходимость проверки надежности крепления агрегатов и деталей на вертолетах объясняется следующим. В отличие от самолетов на вертолетах агрегаты и детали работают в условиях повышенных вибраций. В связи с этим затяжка резьбовых соединений ослабевает, а упругие прокладки и опорные поверхности несколько сминаются (деформируются). Если своевременно не подтянуть гайки, агрегат или деталь получит свободу перемещения, что может привести к его разрушению или к разрушению крепежных болтов (шпилек).

Регулировочные данные двигателя, вертолета и их агрегатов проверяются с целью обеспечения нормальной работы двигателя и нормальной устойчивости и управляемости вертолета. Только при наличии правильной регулировки можно снять максимально возможные характеристики с двигателя и вертолета в целом.

Отдельные агрегаты и механизмы вертолета через определенное время их эксплуатации проверяются на работоспособность. Эта проверка также производится с целью обеспечения в дальнейшей эксплуатации нормальной работы этих агрегатов (механизмов). К таким агрегатам относятся агрегаты гидросистемы вертолета и др.

Методика проведения перечисленных выфе работ подробно излагается в технологии регламентных работ для каждого типа вертолета.

Регламентные работы производятся только исправным инструментом. Этот инструмент, а также приспособления и оборудование, необходимые при работах, должны быть размещены у вертолета. Расходные материалы и запасные части также должны находиться недалеко от вертолета.

После демонтажа агрегатов и приборов с двигателя или вертолета открытые отверстия (фланцы, трубопроводы, штуцера) необходимо заглушить специальными заглушками, чистой парафинированной бумагой или полихлорвиниловой пленкой, чтобы предотвратить попадание в двигатель или системы вертолета грязи и посторонних предметов.

При выполнении монтажных работ нужно соблюдать приведенные ниже требования.

1. Затяжку гаек сопрягаемых деталей производить в э феделенной последовательности. В первую очередь следует затягивать противоположно расположенные гайки Как чрезмерно большой, так и недостаточный момент затяжки гаек недопустимы, потому что в первом случае происходит дополнительное нагружение болтов (шпилек), а во втором — не обеспечивается плотность посадки детали что также может привести к дополнительному нагружению болтов (шпилек). При отсутствии тарированных ключей нужно следить, чтобы прикладываемое к ключу усилие во время затяжки гаек было одинаковым. При неравномерной затяжке гаек не исключена возможность обрыва болтов (шпилек) вследствие неравномерного распредечения нагрузки.

2. Для контровки гаек необходимо применять проволоку или шплинты нужных диаметров. Проволока должна плотно входить в отверстие для контровки. Контровку проволокой следует производить на завертывание. Проволоку нужно натянуть так, чтобы исключить возможность ее вибрации.

При контровке шплинтом контровочное отверстие болта (шпильки) с прорезью гайки нужно совмещать только завертыванием гайки. Если при этом для затягивания гайки требуется большое усилие, необходимо отвернуть гайку и заменить прокладку. Совмещать отверстия болта (шпильки) с прорезью гайки отворачиванием гайки запрещается.

В. Беляков, Н. Панов, В. Филиппов ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВЕРТОЛЕТОВ. - М.: ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР. 1961.

на главную