РЕМОНТ ОКОВКИ ДЕРЕВЯННОЙ ЛОПАСТИ

Оковка лопасти в эксплуатации часто подвергается повреждению. На ней обнаруживаются вмятины, трещины, обрывы головок заклепок, поперечные разрывы и другие дефекты. Вмятины скобки глубиной до 3 мм, как правило, не выправляются и не пропаиваются, так как не влияют на аэродинамические и прочностные качества винта. Если же во вмятинах будут обнаружены трещины, то вмятины следует запаять припоем ГЮС-40 и зачистить напильником и наждачной шкуркой.

При наличии продольных трещин длиной до 20 мм нужно соединить порванные кромки ударом молотка, поддерживая оковку с противоположной стороны каким-либо предметом, соединенные кромки пропаять припоем ГЮС-40 и зачистить личным напильником и наждачной шкуркой.

Заклепки, у которых оборваны головки, удаляются, и на их место ставятся новые. Ремонт производится следующим образом. Оковку приподнимают специальной металлической пластиной, паяльником расплавляют припой и удаляют первую половину заклепки. Так же удаляется и вторая половина заклепки. Образовавшееся отверстие в древесине заделывается деревянной пробкой на казеиновом клее В-105 или В-107, затем с обеих сторон металлической оковки отверстие выправляется, запаивается припоем ГЮС-40 и зачищается. После этого на расстоянии 5—7 мм от старого места заклепки просверливается новое отверстие и ставится новая заклепка.

Поперечные разрывы оковки не более 2 мм на каждой лопасти закрепляются постановкой дополнительных шурупов или заклепок на удалении от места разрыва в обе стороны 7—10 мм.

Если повреждение оковки имеет глубину более 10 мм, то целесообразно секцию оковки выпилить и проверить состояние передней кромки древесины. Длина выпиливаемой части должна быть 100—120 мм.

Поврежденный участок оковки выпиливается ножовкой с таким расчетом, чтобы забоина находилась в середине выпиливаемой секции. Пропиливать оковку следует осторожно, чтобы не повредить полотно (насквозь не пропиливать) .

После надрезов ножовкой металлической оковки головки заклепок рассверливаются зенкером, затем выпиленная секция снимается и заклепки выбиваются.

Если при осмотре передней кромки древесины обнаружится забоина глубиной 6 мм, то лопасть, а следовательно, и весь комплект бракуются. Забоина менее 6 мм не устраняется, а устанавливается новая секция оковки.

При разрыве полотна на месте забоины наклеивается новая ткань. Для этого отверстия от заклепок заделываются деревянными пробками на казеиновом клее, после чего ремонтируемый участок тщательно промывается от загрязнений ветошью, смоченной в ацетоне или растворителе РДВ.

Затем порванный участок полотна покрывается целлулоидным клеем или нитроклеем АК-20 и на него накладывается полотно, которое притирается к месту деревянным молотком или тампоном. Притертое полотно следует снова покрыть целлулоидным клеем или нитроклеем АК-20, после чего поставить новую секцию оковки. Для ремонта оковки применяются листовая латунь толщиной 0,6—0,8 мм, медные заклепки диаметром 2,5—2,8 мм и припой ПОС-40.

При замене секций оковок следует обращать внимание на правильность стыковки между новой и старой секциями оковки. Зазор между секциями должен быть не более 0,3 мм. Для замены поврежденной секции оковки вырезается полоска листовой латуни по размеру поврежденной секции. Среднюю часть одной стороны вырезанной полоски шириной 35—40 мм по всей длине протравливают хлористым цинком. Затем этот участок пролуживается припоем ПОС-40. Пролуженная полоска латуни кладется на рабочую сторону соответствующего участка лопасти луженой стороной на ребро атаки лопасти, плотно притягивается к лопасти ремнями или шпагатом, подбивается по кромке деревянным молотком до получения правильного профиля кромки лопасти: После этого секция снимается с кромки лопасти и луженая часть секции вновь травится хлористым цинком. В носок выштампованной секции оковки заливается расплавленный припой ПОС-18 или ПОС-40 толщиной 10 мм. Доводка припоя по толщине слоя производится шабером и напильником.

Перед установкой секции оковки снимается лакокрасочное покрытие лопасти до целлулоида с участка, прилегающего к новой секции на расстоянии 25—30 мм по всей длине устанавливаемой новой секции оковки. Затем секция туго притягивается ремнями или шпагатом и вновь подбивается по кромке деревянным молотком. Для предупреждения поломки задней кромки лопасти при затягивании секции ремнями на кромку кладется резиновая прокладка толщиной 6—7 мм и поверх ее железо или алюминий, согнутые по форме кромки.

После окончательной подгонки заменяемой секции размечают отверстия для заклепок с таким расчетом, чтобы по длине секции заклепки первого ряда находились на расстоянии 7—8 мм от краев секции. Остальные закпепки первого ряда располагают на расстоянии 20 мм друг от друга. От поперечной кромки секции первый ряд заклепок размещается на расстоянии 6 мм. Расстояние от второго ряда до первого должно быть 16 мм. В намеченных рядах заклепки должны быть установлены в шахматном порядке. Места сверления заклепок кернятся, и секция просверливается ручной или электрической дрелью, после чего ставятся заклепки. Головки заклепок должны быть расклепаны так, чтобы они находились ниже уровня латуни на 0,1—0,2 мм. Выступающие с обратной стороны концы заклепок обрезаются. Для расклепки оставляют высоту 4 5 мм. Головка заклепки с другой стороны также расклепывается ниже уровня латуни на 0,1—0,2 мм. Затем расклепанные головки заклепок травятся хлористым цинком и опаиваются припоем ПОС-40. После этого припой зачищается личным напильником и шкуркой вместе с неровностями и шероховатостями самой оковки.

Царапины и забоины твердопленочного покрытия лопасти заливаются целлулоидным клеем или нитроклеем АК-20.

Мелкие неровности шпаклюются шпаклевкой АШ-30 или АШ-32, зачищаются наждачной шкуркой и закрашиваются два — три раза нитрокраской.

При ремонте лопастей необходимо следить за тем, чтобы центр тяжести каждой лопасти находился в пределах технических условий, так как задняя центровка лопастей может явиться причиной возникновения флаттера,.а смещение центра тяжести по радиусу лопасти может привести к тряске винта, а следовательно, и к тряске всей конструкции вертолета.

Во всех случаях, когда при ремонте мог измениться вес лопастей, обязательно проверяется статическая балансировка рулевого винта.

В. Беляков, Н. Панов, В. Филиппов ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВЕРТОЛЕТОВ. - М.: ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР. 1961.

на главную