Быстровозводимые дома от компании Андромета.

РУЛЕНИЕ

Убедившись в нормальной работе двигателя, трансмиссии, управления, несущей системы и других агрегатов вертолета, устанавливают «триммеры» управления в нейтральное положение, коррекцию газа в положение «большой газ» и при оборотах двигателя 0,8-—0,9 номинальных (устанавливаемых рычагом «шаг — газ») плавным отклонением ручки управления от себя переходят к рулению. При этом усилия на ручке могут сниматься триммером.


Руление вертолета отличается от руления самолета с поршневым двигателем.

При рулении вертолета наддув, обороты двигателя и несущего винта остаются постоянными и устанавливаются Е зависимости от нагрузки вертолета и состояния грунта.

Скорость руления регулируется величиной отклонения ручки управления: чем больше отклонение ручки вперед, тем больше скорость руления. Для уменьшения этой скорости ручку управления отклоняют на себя.

Необходимая скорость руления самолета достигается изменением наддува и оборотов двигателя и винта. Увеличение наддува рычагом «шаг — газ» необходимо производить очень плавно во избежание перевода лопастей несущего винта на большие установочные углы, при которых вертолет окажется во взвешенном состоянии, что может привести к его опрокидыванию.

На рис. 65 показаны действующие на вертолет в продольной плоскости при рулении силы (аэродинамическая сила сопротивления движению вертолета из-за ее малости не учитывается, так как допускаемая скорость руления на вертолетах мала — не более 10 км/час). Из приведенного рисунка видно, что для начала руления необходима сила Тх, которая была бы несколько больше силы трения .колее вертолета о грунт. Эту силу на вертолете получают, отклоняя ручку управления вперед, при этом соответственно происходит наклон кольца автомата перекоса, вследствие чего полная аэродинамическая сила несущего винта также наклоняется вперед. Разложив эту силу по правилу параллелограмма на две составляющие: вертикальную и горизонтальную, можно заметить, что при отклонении ручки управления вперед уменьшается вертикальная составляющая и увеличивается горизонтальная. Из-за уменьшения вертикальной составляющей несколько увеличится сила трения качения колес вертолета по грунту, но это увеличение будет меньшим, чем увеличение горизонтальной составляющей полной аэродинамической силы.

Из рассмотрения действующих при рулении на вертолет сил также видно, что чем больше нагружен вертолет и чем более вязкий грунт, тем большая мощность двигателя и полная аэродинамическая сила несущего винта нужны для осуществления руления вертолета.

Руление на вертолете разрешается только вперед и при достаточно твердой и ровной поверхности грунта. Если требуется переместить вертолет по земле на большое расстояние или если поверхность грунта недостаточно ровная и твердая, вместо руления выполняются подлеты на малой высоте (до 10 ж).

Во время руления нужно следить за температурным режимом двигателя, не допуская его перегрева.

Руление ночью производится с включенными бортовыми навигационными огнями, контурными огнями и рулежной фарой. Разрешается пользоваться на рулении посадочной фарой, причем продолжительность непрерывного горения посадочной фары не должна превышать 5 мин. Срок горения рулежных фар не ограничен.

Особенностью руления вертолета является малая устойчивость его при рулении из-за высокого расположения центра тяжести вертолета. При таком положении центра тяжести даже небольшие наклоны вертолета (при рулении по неровной поверхности) могут привести к его опрокидыванию.

Другой особенностью руления вертолета является то, что подъемная сила несущего винта ведет к «вывешиванию» вертолета, т. е. к тенденции отрыва его от земли, иными словами, к уменьшению нагрузки на колеса шасси. При этом трение колес о землю уменьшается, вследствие чего ухудшается маневренность вертолета при действии тормозами.

И третьей особенностью, присущей только одновинтовым вертолетам, является наличие силы тяги рулевого винта, которая создает значительный момент, стремящийся опрокинуть вертолет.

Эти особенности должны учитываться летчиком, особенно при рулении по неровной поверхности, а также при боковом ветре.

Неровности земной поверхности вызывают крены вертолета, которые могут привести к опрокидыванию вертолета набок.

Боковой ветер создает силы, стремящиеся развернуть вертолет против ветра. А если боковой ветер действует в том же направлении, что и сила тяги рулевого винта, то тенденция вертолета к опрокидыванию возрастает. Для выдерживания заданного направления летчик должен ручку управления отклонять в сторону ветра !. При рулении надо быть все время готовым немедленно уменьшить шаг лопастей несущего винта и отклонить ручку управления в сторону, противоположную крену.

Всякое, даже небольшое, передвижение вертолета по земле должно выполняться только подготовленными летчиками. Нельзя разрешать лицам инженерно-технического

При скорости ветра более 10—12 м/сек руление вертолетов запрещается составу совершать даже небольшие подруливания на вертолетах. Следует помнить, что рулить на вертолете значительно труднее, чем на самолете, хотя на самолетах также запрещается рулить лицам инженерно-технического состава.

Скорость руления на вертолете не должна превышать установленной для данного типа вертолета величины. Превышение скорости способствует опрокндыванию вертолета при разворотах, даже нерезких. Летчики иногда забывают о том, что при разворотах, если скорость руления высока, под действием силы инерции вертолет, стремясь сохранить первоначальное движение, опрокидывается. Усугубляющим фактором для вертолета в этих случаях является, как было сказано, высокое расположение центра тяжести. Скорость руления ограничивается также возможностью возникновения «земного резонанса», при появлении которого рычаг «шаг—газ» нужно быстро отклонить от себя до упора (или при возможности отделить вертолет от земли).

Как видно из изложенного, руление на вертолете по технике его выполнения представляет весьма сложную операцию. Поэтому значительно проще и безопаснее производить вместо руления подлеты на малой высоте.

В. Беляков, Н. Панов, В. Филиппов ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВЕРТОЛЕТОВ. - М.: ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР. 1961.

на главную