Партнерский проект с компанией Руспроектэксперт

Тел.: 8-495-771-14-07

Проектирование


СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

Система охлаждения двигателя вертолета принудительная (рис. 41). Принудительное охлаждение обычно осуществляется осевым вентилятором, расположенным в передней части отсека двигателя. Вентилятор получает вращение от двигателя, потребляя при этом около 4% его мощности.


Следует отметить, что на некоторых иностранных вертолетах (например, S-56 Сикорского) охлаждение двигателей осуществляется путем эжекции воздуха выхлопными газами. Эти газы пропускаются через специальные профилированные патрубки — эжекторы, в критическом сечении которых при этом создается сильное разрежение. Благодаря эффекту разрежения воздух засасывается в систему охлаждения двигателя.

Если для охлаждения применяется вентилятор, то нагнетаемый им воздух обеспечивает охлаждение не только двигателя, но и маслорадиаторов.

Поршневые двигатели воздушного охлаждения, устанавливаемые на вертолеты, для уменьшения потерь мощности на охлаждение заключаются в специальный отсек, цилиндры их снабжаются специальными дефлекторами и направляющими для подвода холодного воздуха к наиболее нагревающимся деталям двигателей.

Вентилятор, нагнетающий воздух в отсек двигателя, для обеспечения наилучшего охлаждения двигателя снабжается обтекателем на входе и спрямляющим аппаратом на выходе.

Установка вентилятора на вертолет должна производиться таким образом, чтобы обеспечить длительную безотказную его работу и нормальное охлаждение двигателя.

На поршневых двигателях вентилятор устанавливается на носок вала двигателя на шлицах. Упорами для посадки служат конуса (как у воздушных винтов), стягивающиеся гайкой. При установке предварительно протираются насухо шлицы вала и втулки вентилятора и проверяется, нет ли забоин или других повреждений на них и на резьбе носка вала и стягивающей конуса гайке. После этого сопрягаемые поверхности перечисленных выше деталей и конусов покрываются тонким слоем смазки НК-50 или масла МС-20 (МК-22). На носок вала двигателя последовательно ставятся: передний конус, крыльчатка вентилятора, обе половины заднего конуса, а затем весь этот «пакет» затягивается гайкой с моментом затяжки около 30 кем. Затем, убедившись, что вентилятор не имеет ни осевого, ни углового люфтов, нужно законтрить гайку.

Для правильной работы вентилятора большое значение имеет качество балансировки его крыльчатки. Поэтому при установке вентилятора категорически запрещается ударять по нему молотком или каким-либо другим инструментом, чтобы не нарушить балансировку крыльчатки.

В процессе эксплуатации вентилятор подвергается систематическому визуальному осмотру; при этом проверяется, нет ли трещин, вмятин, забоин и других механических повреждений на лопатках вентилятора или спрямляющего аппарата, а также имеется ли люфт в месте посадки вентилятора на валу двигателя. При обнаружении трещин вентилятор подлежит замене. На величину забоин устанавливаются очень жесткие допуски. Например, для вентилятора вертолета Ми-1 (двигатель АИ-26В) допускаются забоины на кромках лопаток до 2 мм, а на рабочих поверхностях не более 1 мм.

Следует отметить, что трещины на валу двигателя или на втулке вентилятора, возникающие от усталостных напряжений,— явление в эксплуатации весьма редкое. Отдельные случаи появления трещин, имевшие место в эксплуатации, объяснялись биениями крыльчатки вентилятора в результате недостаточно плотной посадки втулки крыльчатки на шлицы вала двигателя.

В процессе эксплуатации в отсек вентилятора вместе с воздухом, поступаемым для охлаждения двигателя, иногда попадают небольшие камни, песок, кусочки льда. При этом вентилятор может быть поврежден (появится трещина или забоина). Прогрессируя по мере наработки, трещина может вызвать разрушение лопаток вентилятора или спрямляющего аппарата.

С целью предупреждения попадания в отсек вентилятора посторонних предметов при стоянке вертолета рекомендуется жалюзи, открывающие доступ воздуха в отсек, всегда держать закрытыми.

При регламентных работах на некоторых вертолетах предусматривается дополнительная подтяжка гайки крепления вентилятора на валу двигателя, а также периодическая съемка вентилятора для проверки состояния шлицев и резьбы на валу двигателя и втулке вентилятора. Так, например, на вертолетах Ми-I такая съемка предусматривается через каждые 100 час работы двигателя, а подтяжка гайки — после первой пробы двигателя каждый раз при установке вентилятора.

После проведения регламентных работ в отсеке вентилятора необходимо тщательно проверить, не осталось ли в отсеке или в месте его расположения кусочков контровой проволоки, шайб, шплинтов и других случайно оставленных предметов, могущих повредить вентилятор при работе.

Весьма целесообразно употреблять для очистки отсека вентилятора пылесос.

В. Беляков, Н. Панов, В. Филиппов ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВЕРТОЛЕТОВ. - М.: ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР. 1961.

Экспертиза

на главную