Партнерский проект с компанией Руспроектэксперт

Тел.: 8-495-771-14-07

Проектирование


Лучшее предложение на винтовой компрессор с ресивером от компании http://www.frienergy.ru.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ РУЛЕВЫХ ВИНТОВ

Техническая эксплуатация рулевых винтов, так же как и несущих, включает комплекс мероприятий, проводимых техническим и летным составом с целью обеспечения сохранения аэродинамического качества и прочностных характеристик винтов в процессе установленного им срока службы.

К таким мероприятиям относятся:

— сохранение защитных покрытий лопастей и втулок рулевых винтов в процессе эксплуатации;

— защита рулевых винтов от повреждений при стоянке вертолета на земле (при сильном ветре);

— сохранение шарнирных моментов в сочленениях рулевых винтов в пределах технических условий;

— сохранение регулировочных данных винта и балансировки лопастей;

— своевременное выявление дефектов, появившихся в процессе эксплуатации.

Сохранение защитных покрытий лопастей и втулок рулевых винтов является одним из условий обеспечения их аэродинамических и прочностных характеристик.

Защитные покрытия винтов в эксплуатации могут разрушаться под влиянием как атмосферных условий, так и нагрузок, которые испытывают винты при работе в воздухе или на земле. К числу атмосферных условий, влияющих на защитные покрытия рулевых винтов, следует отнести такие, как действие солнечных лучей, влияние влаги, «низких и высоких температур окружающего воздуха и т. п. Под действием солнечных лучей и влаги лакокрасочные покрытия лопастей разрушаются. Особенно интенсивно разрушение происходит при совместном их воздействии. Высокие температуры окружающего воздуха при малой его влажности вызывают усушку, коробление и растрескивание древесины, а при повышенной влажности способствуют гниению древесины. Низкие температуры ухудшают механические свойства древесины. Лакокрасочные покрытия лопастей разрушаются также под действием масел, бензина и кислот, которые могут попадать на лопасти в процессе эксплуатации. Под действием переменных нагрузок (при периодическом изгибе) на лопастях могут образовываться мельчайшие трещины, а под действием больших изгибающих усилий у деревянных лопастей — продольные трещины.

Через поврежденные участки защитных покрытий винтов проникает влага, которая вызывает коррозию у металлических деталей и разрушает деревянную часть конструкции лопасти.

Практика эксплуатации вертолетов показывает, что вредное воздействие атмосферных факторов на рулевые винты можно уменьшить своевременным проведением профилактических мероприятий, предупреждающих появление повреждений конструкции винтов. К таким мероприятиям при стоянке вертолетов на земле прежде всего относится постоянное укрытие винтов чехлами.

При эксплуатации лопастей деревянной конструкции следует обращать внимание на то, чтобы все лопасти при стоянке вертолетов на аэродроме находились в одинаковых условиях. Если при этом под влиянием атмосферных условий и произойдут изменения, то они будут одинаковы во всех лопастях, что не приведет к нарушению балансировки лопастей.

Во всех случаях неисправные чехлы или чехлы, пропускающие влагу, должны быть своевременно отремонтированы. При образовании под чехлом конденсата чехол с лопасти нужно снять, не допуская высыхания влаги на поверхности лакокрасочного покрытия, и удалить влагу с поверхности чистой сухой ветошью.

Грязь и масляные пятна с поверхности лопастей удаляются ветошью, смоченной в теплой воде с 3% раствором технического нейтрального мыла. При низких температурах наружного воздуха разрешается масляные пятна удалять бензином Б-70; после удаления пятен поверхность протирается чистой ветошыо.

При обледенении рулевых винтов лед с поверхности винтов удаляется теплым воздухом, подводимым из подогревателя. Температура воздуха на выходе из подогревателя не должна превышать 60—70° С, так как более высокая температура вызывает разрушение лакокрасочного покрытия.

Поврежденные места лакокрасочного покрытия следует немедленно восстанавливать.

Несоблюдение в эксплуатации мероприятий по сохранению защитных покрытий приводит к преждевременному выходу из строя рулевых винтов.

Преждевременный выход из строя рулевых винтов может также иметь место в результате несоблюдения обслуживающим техническим персоналом правил эксплуатации вертолетов. Ненадежная швартовка лопастей при порывистом ветре может привести к поломке силовых элементов конструкции рулевого винта из-за периодического поворота лопастей ветром относительно горизонтального шарнира и удара их об ограничители втулки. Несоблюдение требований технических условий по тарированной затяжке гаек болтов шарнирных сочленений рулевого винта или регулировочных данных его вызывает повышенные нагрузки в деталях винта.

Безотказная работа рулевых винтов во многом зависит от своевременности и полноты смазки трущихся поверхностей втулки винта. Отсутствие достаточного количества смазки или ее некондиционность может приводить к повышенным трениям в сочленениях винта и, как следствие, к повышенному износу сочленений, увеличению шарнирных моментов, утяжелению управления винтом и к повышенным напряжениям деталей винта. Полноту заправки сочленений винта смазкой можно контролировать по количеству зашприцованного масла или по стравливанию смазки из предохранительных клапанов масленок.

В эксплуатации особое внимание следует обращать на герметичность шарнирных сочленений втулки, а также на наличие и исправность масленок. Большая утечка смазки из масленок или через уплотнения втулки не допускается. Манжеты, пропускающие смазку, необходимо заменять.

Наиболее распространенным дефектом масленок, приводящим к утечке смазки, является заедание предохранительных клапанов вследствие попадания под них какого- либо постороннего предмета. Для устранения такого дефекта нужно нажать на клапан в головке масленки два- три раза, после чего течь должна прекратиться.

В эксплуатации бывают случаи вывода масленок из строя по причине небрежного зачехления или расчехления винта; масленки при этом полностью ломаются или надламываются.

Отсутствие масленки или наличие в ней трещины является очень опасным дефектом рулевого винта, так как в данном случае за короткое время может утечь вся имеющаяся смазка из сочленения, что явится причиной нарушения нормальной работы винта. Поэтому зачехление и расчехление винтов нужно проводить аккуратно. Особенно внимательно эту операцию следует производить во время ночных работ на вертолете, когда условия для контроля за состоянием винта затруднены.

Перед зашприцовкой смазки в полости пальцев горизонтального шарнира на некоторых рулевых винтах лопасть следует устанавливать таким образом, чтобы предохранительный клапан был расположен выше масленки, что обеспечивает более полную заправку смазки. При заправке крестовины кардана лопасти винт обычно устанавливается на малый шаг; это обеспечивает лучший подход к масленке.

Большое значение для сохранения аэродинамического качества и прочностных характеристик рулевых винтов в процессе установленного им срока службы имеет сохранение регулировочных данных и балансировки лопастей. Регулировочные данные рулевых винтов указаны в инструкциях по эксплуатации вертолетов. В эксплуатации необходимо эти данные периодически проверять.

В. Беляков, Н. Панов, В. Филиппов ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВЕРТОЛЕТОВ. - М.: ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР. 1961.

Экспертиза

на главную