ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВЕРТОЛЕТОВ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ

При подготовке вертолетов к полету зимой особое внимание должно быть обращено на отсутствие в топливе кристалликов льда и па достаточность подогрева двигателя и агрегатов трансмиссии.

Как было указано выше, для уменьшения потерь мощности от сил трения при запуске масло, находящееся в редукторах трансмиссии и в маслосистеме двигателя, разжижается. В процессе эксплуатации в редукторах разжиженная смазка практически не изменяет своего состава, а поэтому не требует замены и разжижения, необходимо только согласно регламенту проверять ее состояние и достаточность. Масло в двигателе разжижается после каждого полета, как это делалось на самолетах.

Степень разжижения масла в двигателе зависит от температуры наружного воздуха: чем ниже температура, тем большее количество бензина добавляется в масло. Так, например, на поршневых двигателях АШ-82В при температуре наружного воздуха —5°С в масло добавляется 5—6% бензина, а при температуре —30°С—18—20%. На двигателе Райт R-1820-84 (вертолет Сикорского S-58) при температуре наружного воздуха от —30е до —46° С масло разжижается до 30%.

Следует заметить, что на многих типах вертолетов, как и на самолетах с поршневыми двигателями, при всех температурах масло разжижают до 12±2%. Такой способ в настоящее время можно считать устаревшим, так как при высокой температуре наружного воздуха разжижение до 12% чрезмерно, а при низкой недостаточно и приводит к увеличению времени на подогрев двигателя перед запуском, а следовательно, и к увеличению времени подготовки вертолета к полету.

Перед запуском двигатель и редукторы трансмиссии в зимнее время, как правило, подогреваются. Степень подогрева их зависит от температуры наружного воздуха, степени проведенного разжижения масел и смазок в двигателе и редукторах.

Для каждого типа вертолета условия, при которых требуется производить подогрев, определены опытным путем и указываются в инструкциях по эксплуатации . Например, для вертолета Ми-4 установлено, что подогрев двигателя должен производиться при температуре наружного воздуха —5° С и ниже (если в системе масло разжижено) и при температуре наружного воздуха +5° С и ниже (если в системе масло не разжижено).

Подогрев главного редуктора при разжиженном масле в его системе производится при температуре —30° С и ниже. Промежуточный и хвостовой редукторы подогреваются при температуре от 5° С и ниже.

Степени подогрева двигателя и редукторов различны. Например, если двигатель подогревается до температуры головок цилиндров +5° С при разжиженном масле и до температуры 30—40° С при неразжиженном, то главный редуктор достаточно подогреть до —25° С.

Подогрев двигателя и редукторов осуществляется теплым воздухом от наземного подогревателя (например, МП-44) при температуре воздуха на выходе из рукава подогревателя 100—120° С (рис. 84). Опыт показал, что при этой температуре обеспечивается наиболее эффективный подогрев; снижение температуры на выходе значительно увеличивает время подогрева, а при увеличении температуры более 120е С может произойти местный перегрев резинотехнических изделий (хомутов, дюритовых шлангов, уплотнителей) и электропроводов на двигателе и редукторах, в результате чего эти изделия быстро выйдут из строя. Во избежание этого дюритовые шланги и электропровода, на которые может попадать горячий воздух, обычно прикрываются асбестовыми щитками или обматываются асбестовой лентой или асбестовым шнуром.

Перед подогревом отсек двигателя и редуктора вертолета должны быть укрыты зимними чехлами, имеющими специальный рукав для подсоединения рукава подогревателя Отверстия воздухозаборников (вентилятора двигателя, радиаторов и т. п.) должны быть закрыты специальными заглушками.

Продолжительность подогрева двигателя и редукторов вертолета в первую очередь зависит от конструкции силовой установки и трансмиссии, а также от мощности средств подогрева и количества этих средств. Как уже указывалось, применение для подогрева двух подогревателей значительно ускоряет процесс подогрева, так как позволяет одновременно подогревать как двигатель, так и редукторы, что ускоряет подготовку вертолета к полету. О достаточности подогрева редукторов трансмиссии вертолета, где нет специальных термометров, судят по легкости проворачивания несущего винта за лопасти (винт проворачивают при помощи ручного поводка с петлей, надетого на лопасть). Если винт проворачивается легко, то это значит, что трансмиссия готова к включению.

При подогреве двигателя и редукторов одним подогревателем МП-44, особенно если подготовка вертолета к полету происходит при сильном ветре, целесообразно вначале подогреть двигатель, затем перенести подогреватель для подогрева редукторов, а двигатель запустить и прогреть без включения трансмиссии. Если двигатель будет прогрет раньше, чем подогреются редукторы, то обычно его выключают.

После необходимого подогрева редукторов двигатель вторично запускается, включается трансмиссия, и силовая установка опробуется на всех режимах.

При очень низких температурах наружного воздуха (ниже —30° С) за-пуск и прогрев двигателя производится без снятия зимних чехлов. Это значительно ускоряет прогрев, но вместе с тем требует строжайшего внимания обслуживающего персонала для обеспечения пожарной безопасности.


В. Беляков, Н. Панов, В. Филиппов ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВЕРТОЛЕТОВ. - М.: ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР. 1961.

на главную