ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ЛОПАСТЕЙ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ (ЛОПАСТИ СМЕШАННОЙ КОНСТРУКЦИИ)

Ремонт деревянных деталей

Наиболее частыми повреждениями деревянных деталей силового набора и фанерной обшивки лопастей, которые устраняются ремонтом в полевых условиях, являются трещины хвостового стрингера, отставание фанерной обшивки от полок нервюр, пробоины и трещины в фанерной обшивке.

При выполнении ремонта указанных повреждений технический персонал должен строго соблюдать установленные правила склейки древесины и фанеры. Склейка должна производиться при температуре наружного воздуха не ниже 12° С и не выше 30° С, при относительной влажности воздуха не более 70 %.

Склейка производится в закрытых помещениях; в безветренную сухую погоду разрешается ее выполнять на открытом воздухе под навесом. Склеиваемые поверхности зачищаются, плотно пригоняются друг к другу, покрываются равномерно клеем и выдерживаются определенное время для пропитки. По истечении этого времени производится склеивание деталей. Детали накладываются друг на друга и прижимаются струбцинами или мелкими гвоздями. Склеивание наложением груза допускается при обеспечении давления 2 кг на 1 см2 склеиваемой поверхности и при обязательном подкладывании под груз мягкой резины. Гвозди при склеивании деталей разрешается забивать через фанерные пояски толщиной 1,5—2 мм и обязательно извлекать их из детали по окончании времени выдержки.

Время выдержки при склейке должно составлять 4— 6 час, а если в дальнейшем склеиваемые детали должны подвергаться механической обработке, то б—12 час.

Поскольку на лопастях смешанной конструкции деревянные детали и фанерная обшивка оклеиваются полотном, которое при ремонте должно вскрываться, необходимо соблюдать установленные правила разрезки и заделки полотна.

Перед вскрытием полотна на ремонтируемом участке следует удалить растворителем лакокрасочное покрытие. Резать полотно нужно только по основе или по утку, не допуская косых разрезов. После ремонта полотно плотно приклеивается к обшивке. Поверх швов для большей прочности наклеиваются специальные хлопчатобумажные ленты.

Ремонт деревянного хвостового стрингера (рис. 22) лопасти заключается в замене поврежденного участка новым. Для этого удаляется лакокрасочное покрытие, вскрывается полотно и вырезается поврежденный участок стрингера. На концах вырезаемого участка делается косой обрез (заусов- ка). Затем изготавливается заготовка нового участка с сохранением направления волокон и с заусовкой концов, соответствующей вырезанному куску.

Если заменяется участок стрингера между несколькими нервюрами, в заготовке профрезеровываются пазы под нервюры.

Заготовка вклеивается на место вырезанного куска стрингера, сострагивается припуск, проводится антисептирование вклеенного участка, после чего к нему приклеивается обшивка, которая сшивается и закрашивается.

Устранение отставания фанерной обшивки от полок нервюр (рис. 23) лопасти производится из-за некачественной приклейки обшивки при изготовлении лопасти.

Для определения отставания обшивки в процессе эксплуатации обшивку регулярно простукивают кожаным молотком. Если обшивка отстала, при ударах слышится низкий, глухой, иногда дребезжащий звук. В некоторых случаях отставание обшивки можно определить по выступанию над обшивкой шляпок гвоздей, прикрепляющих ее к нервюре.

Для устранения отставания обшивки от полок нервюр ее вырезают на участке между двумя соседними нервюрами справа и слева и стрингерами на расстоянии 10—15 мм от них во внутреннюю сторону выреза. Затем к оголенным от обшивки полкам нервюр и стрингерам приклеивают усиливающие накладки с целью увеличения опорной поверхности для обшивки. Края вырезанного участка снимают на «ус» и соответственно заготавливают новый участок фанерной обшивки. Заготовку антисептируют, зачищают и приклеивают по месту выреза, дополнительно укрепив оцинкованными мелкими гвоздями. После соответствующей просушки на отремонтированный участок наклеивают полотно, закрашивают и полируют для придания необходимой гладкости поверхности лопасти.

Необходимо отметить, что подобный ремонт разрешается производить только на комлевом участке лопасти. На среднем участке допускается ремонт обшивки на расстоянии не более двух смежных нервюр только или сверху, или снизу; на концевой части лопасти, испытывающей чрезвычайно’ высокие нагрузки, указанный ремонт недопустим. Если обшивка на концевом участке отстала от нервюры, лопасть подлежит списанию.



ремонт пробоины (трещины) в фанерной обшивке при отсутствии доступа к внутренней стороне обшивки разрешается производить на участке между двумя нервюрами. Если пробоина охватывает большее пространство, а также если пробоина или трещина в обшивке перекрывает полку нервюры, нужно заменять всю обшивку, как при устранении отставания обшивки от нервюр.

Для ремонта пробоины (трещины) вокруг поврежденного места обшивки делается круглый вырез; у краев выреза смывается лакокрасочное покрытие, после чего края выреза срезаются на «ус» 1: 10. Затем они зачищаются изнутри и к ним снизу подклеиваются две полукольцевые подкладки для усиления выреза.

Вырезается круглая фанерная заплатка по размерам сделанного выреза; края заплаты срезаются на «ус». «Ус» заплаты подгоняется к соответствующему «усу» на обшивке. После этого заплата приклеивается к обшивке и поджимается наложением груза. Потом ремонтируемый участок покрывается антисептиком, зашпаклевывается, оклеивается полотном и окрашивается.

Ремонт полотняной обшивки

В процессе эксплуатации вертолета полотняная обшивка лопастей несущего винта может получать различные повреждения и частично выходить из строя. Наиболее частыми повреждениями являются трещины полотна и его порывы.

Ремонт полотна в этих случаях производится или зашивкой поврежденного участка или частичной заменой ткани. Замена ткани обычно производится тогда, когда полотно имеет несколько разрывов или вырвано на некотором участке и его зашивка невозможна.

При ремонте полотна зашивкой на его разорванном участке предварительно размывается растворителем лакокрасочное покрытие на расстоянии 50—60 мм от краев разрыва. После просушки порванный участок сшивается хлопчатобумажными толстыми нитками (№ 10) предварительно навощенными натуральным воском, швом «елочка», с частотой стежков два—три на 1 см шва. Нитки должны захватывать полотно на расстоянии 7—10 мм от краев порыва (рис. 24).

Затем на ремонтируемый участок наносится слой аэролака и после просушки наклеивается лента шириной 20 мм (без зубчиков). На ленту наносится второй слой аэролака. Для усиления шва на него наклеивается вторая лента, с зубчиками, шириной 40 мм, после чего ремонтируемый участок покрывается третьим слоем лака. Наконец, ремонтируемый участок покрывается НиптН°10 последовательно двумя слоями аэролака; аэролак просушивается в течение соответственно 1 час и 3 час, после этого участок окрашивается.


Частичная замена полотна (рис. 25) должна производиться на всей ширине лопасти от хвостового стрингера до носка, т. е. замене подлежит также и та часть полотна, которая расположена на фанерованной части лопасти.

При выполнении этого ремонта растворителем удаляется лакокрасочное покрытие на 20—30 мм в обе стороны от удаляемого участка полотна, поднимается накладная лента за оковкой и отрезается накладная лента хвостового стрингера. Затем поврежденный участок разрезается вдоль нервюр по носку, не доходя до оковки на 5—10 мм, и по задней кромке по шву, соединяющему нижнюю и верхнюю части полотна. Одновременно разрезаются швы, крепящие полотно к нервюрам, и обшивка удаляется.

Фанерованная поверхность лопасти, с которой удалено полотно, очищается растворителем, одновременно очищаются канавки и отверстия, служащие для пришивки полотна к нервюрам. После этого вырезается латка из полотна, с запасом на все стороны. Латка пришивается нитками в одну строчку к концу оставшегося полотна ближе к комлевой части с частотой стежков два — три на 1 см.

На фанерованный участок лопасти в месте выреза наносится два — три слоя нитроклея, а на обрез фанеры ближе к хвостовому стрингеру приклеивается непромокаемая бумага, чтобы предотвратить просечку полотна задней кромкой фанеровки.

Пришитая с одной стороны латка наклеивается на место выреза, тщательно натягивается и разравнивается. Обрез латки ближе к концевой части лопасти подгибается впритык к оставшемуся полотну обшивки, которое также подгибается, и обе части сшиваются плотно швом «елочка» и в таком состоянии просушиваются в течение 8—9 час.

Так же пришивается латка к полотну на задней кромке лопасти. Потом латка пришивается к нервюрам и па все швы наклеиваются ленты.

На наклеенную латку наносится два слоя аэролака с последовательной просушкой. После этого ремонтируемый участок шпаклюется в местах зазоров и стыков и просушивается 2—3 час, на швы приклеиваются вторые ленты с подпуском под накладную ленту за оковкой передней кромки и ленты просушиваются; после этого к ремонтируемому участку приклеивается накладная лента.

Через 3 час на свободное полотно латки наносятся еще три слоя аэролака, а на фанерованную часть — слой нитроклея, производится просушка, а затем и окраска.

Ремонт лакокрасочного покрытия


Лакокрасочное покрытие повышает стойкость полотняной и фанерной обшивок лопасти к воздействию атмосферных факторов и всегда должно находиться в исправном состоянии. Повреждения лакокрасочного покрытия должны своевременно выявляться и устраняться.

Ремонт лакокрасочного покрытия (малярные работы) разрешается производить в сухую безветренную погоду при относительной влажности воздуха не более 75% и температуре 12—35° С. Перхлорвиниловые лакокрасочные материалы разрешается наносить на нитропокрытия только после предварительного покрытия их слоем алюминиевой эмали 9—32ал. Прошлифовывать этот слой запрещается.

В случае растрескивания или отставания лакокрасочного покрытия на фанерованной части лопасти следует салфеткой удалить пыль с поверхности поврежденного участка, очистить поверхность от жировых пятен салфеткой, смоченной бензином, а затем промыть сначала теплой мыльной водой (3% раствором жидкого мыла), потом чистой водой и просушить, после чего ремонтируемый участок зачистить шкуркой № 150—200, удалив лакокрасочное покрытие до слоя шпаклевки. На зачищенную поверхность нанести два слоя эмали, просушивая ее после нанесения каждого слоя, заполировать поверхность пастой № 290, промыть водой и просушить.

В случае потери натяжения полотна или растрескивания лакокрасочного покрытия на отдельных участках лопасти, обтянутых полотном, следует поврежденный участок I очистить и промыть, как указано выше. Затем с поверхности полотна, подлежащей ремонту, удалить лакокрасочное I покрытие эмульсией, состоящей из 100 частей аэролака и 10 частей воды, и закрыть ремонтируемый участок куском I восковки или старого лакированного полотна на 10—15 мин для размягчения краски. После этого слой старой краски удалить с полотна деревянным шпателем.

Очищенная ткань промывается растворителем и просушивается. Затем на полотно последовательно наносится кистью четыре слоя аэролака первого покрытия; первые три слоя просушиваются по 1 час, а последний — 3 час. На это покрытие после его легкой зачистки шкуркой № 150—200 и удаления пыли наносится пульверизатором слой эмали 9— 32ал; слой сушится 3 час. Наконец, на полотно наносится два слоя перхлорвиниловых эмалей, первый слой просушивается 3 час, а второй — 24 час.

Выше было рассмотрено несколько типовых случаев текущего ремонта деревянных и полотняных деталей лопастей несущего винта, кроме них, существует еще целый ряд различных случаев, которые изложены в специальных инструкциях.

Ремонт металлических деталей лопастей

Большинство металлических деталей лопастей смешанной конструкции — лонжероны, детали крепления нервюр к ланжеронам, металлические оковки передней кромки —ремонту в полевых условиях не подвергаются. Однако крепление металлических оковок к переднему стрингеру, часто выходящее из строя в процессе эксплуатации, ремонтируется.


Оковки крепятся к лопасти шурупами, головки которых опаиваются или заделываются капроновой массой. Под действием знакопеременных нагрузок, воздействующих на лопасть, шурупы расшатываются и выпадают из гнезд или обламываются по головке.

Ремонт крепления металлических оковок заключается в удалении поврежденных шурупов и постановке новых. Шурупы с поврежденной опайкой удаляются специальной отверткой с электроподогревом (рис. 26). Шурупы, у которых оборвана головка, высверливаются из гнезд.

В отверстия, оставшиеся от удаленных шурупов, вставляются деревянные колышки на клею БФ-2, плотно подогнанные по размерам отверстия. Новые шурупы обезжириваются в ацетоне, опускаются в этот же клей и просушиваются. Затем на них надеваются специальные прокладки из капроновой ткани, пропитанной клеем БФ-2. Шурупы с прокладками вторично опускаются в клей, после чего ввертываются в отверстия в оковках. Головки шурупов покрываются металлической фольгой и прогреваются паяльником. При этом капроновая ткань прокладки плавится и после остывания обеспечивает надежную контровку шу Рупор.

При проведении указанного ремонта не допускается подгорание капроновой ткани, поэтому головка шурупа не должна нагреваться более чем на 300—350° С.

В. Беляков, Н. Панов, В. Филиппов ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВЕРТОЛЕТОВ. - М.: ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР. 1961.

на главную