ТОРМОЗ НЕСУЩЕГО ВИНТА

Тормоз несущего винта обеспечивает торможение винта при стоянке вертолета на земле и при буксировке его по аэродрому с тем, чтобы исключить вращение винта и удары лопастей по хвостовой балке или фюзеляжу.

Лопасти несущего винта в указанных случаях устанавливаются так, чтобы ни одна из них не находилась над хвостовой балкой или фюзеляжем. При этом вертикальные перемещения лопастей от действия ветра или от неровностей аэродрома являются безопасными, так как не могут привести к ударам по балке (фюзеляжу), а следовательно, к поломке лопастей и вертолета.

Торможение несущего винта на вертолете производится также при проверке усилия затяжки гасителей колебаний или остановке вращающегося по инерции винта после отключения его от двигателя.

Тормозить вращающийся винт нужно после отключения его от трансмиссии на малых оборотах импульсами по 1—2 сек. Торможение на больших оборотах и без импульсов может привести к поломке несущего винта вертолета.

Безопасность торможения вращающегося несущего винта зависит также от плавности включения тормоза (от плавности нарастания силы трения). Резкое нарастание силы трения в тормозе может привести к поломке деталей трансмиссии или лопастей несущего и рулевого винтов вертолета. В связи с этим в эксплуатации нужно периодически проверять плавность включения тормоза. Эта проверка производится при проворачивании несущего винта вручную с одновременным его торможением. При плавном нарастании силы трения в тормозе (во время плавного взятия ручки тормоза на себя) сопротивление вращению несущего винта должно нарастать также плавно.

В случае обнаружения резкого включения тормоза необходимо выяснить и устранить причину такого включения. В первую очередь нужно проверить состояние проводки управления тормозом (нет ли заеданий и неравномерности перемещения тросов или тяг управления тормозом на всем диапазоне их хода). После этого следует проверить регулировку тормозных колодок и состояние тормозных поверхностей ленты и барабана, а также барабана тормоза, который не должен иметь перекоса из-за неравномерной затяжки гаек его крепления. При осмотре тормозных поверхностей нужно убедиться, что на них нет масла. Наличие масла на указанных поверхностях может привести к потере эффективности торможения.

Наиболее распространенным дефектом тормозов колодочного типа, у которых растормаживание происходит под действием пружины, является неполное растормаживание их из-за потери упругости пружины, что приводит к перегреву тормоза и выходу его из строя, а также к дополнительной затрате мощности на вращение трансмиссии. В связи с этим при подготовке вертолета к полету после опробования трансмиссии нужно проверить температуру поверхности барабана тормоза на ощупь. При обнаружении перегрева барабана необходимо принять меры к выяснению и устранению дефекта.

Выпускать вертолет в полет с неисправным или неотрегулированным тормозом несущего винта запрещается.

В. Беляков, Н. Панов, В. Филиппов ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВЕРТОЛЕТОВ. - М.: ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР. 1961.

на главную