Партнерский проект с компанией Руспроектэксперт

Тел.: 8-495-771-14-07

Проектирование


ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ РУЛЕВЫХ ВИНТОВ С ДЕРЕВЯННЫМИ ЛОПАСТЯМИ И РЕЗЬБОВЫМ НАКОНЕЧНИКОМ

Опыт эксплуатации вертолетов показал, что возможными неисправностями рулевых винтов могут быть следующие.

1. Самопроизвольный разворот одной из лопастей в резьбовой заделке. Это приводит к увеличению или уменьшению угла установки лопасти, а следовательно, к нарушению соконусности винта. Результирующая тяга винта в этом случае будет проходить не по направлению оси вращения винта, а на некотором удалении от нее (рис. 35), что вызовет тряску винта и хвостовой балки вертолета с частотой вращения рулевого винта. Тряска распространяется на всю конструкцию вертолета.

Причинами появления данной неисправности могут быть:

— разрушение или вытяжка хомута крепления лопасти в стакане втулки из-за чрезмерной перезатяжки (рис 36);

— слабая затяжка гайки или вытяжка стяжного болта из-за чрезмерно большого усилия затяжки гайки;


— неполная расконсервация резьбы стакана втулки или резьбы комля лопасти при установке винта на вертолет;

— попадание смазки, вытекающей из уплотнений втулки, на детали сочленения лопасти со втулкой.

Для предупреждения этой неисправности следует производить тщательную расконсервацию рулевого винта, особенно резьбовых сочленений лопастей, перед постановкой его на вертолет; при осмотрах винта нужно убедиться в отсутствии трещин и деформации хомута, а при установке винта на вертолет и выполнении регламентных работ точно выполнять требование по тарированной затяжке гаек стяжного болта хомута крепления лопасти; промывку втулки и лопастей выполнять при таком положении винта, при котором исключается попадание растворенной в бензине смазки на детали сочленения.


2. Ослабление крепления втулки рулевого винта на фланце хвостового редуктора. Причинами этой неисправности могут быть:


— отворачивание гайки из-за некачественной ее контровки;

— вытяжка или выворачивание шпилек;

— неплотная посадка шлицев вследствие несовпадения шлицевых секторов на фланцах по окружности;

— слабая затяжка гаек при установке втулки винта на хвостовой редуктор или недостаточная их затяжка при выполнении регламентных работ.

Предупредить появление этой неисправности можно точным выполнением требований инструкций по установке втулки винта на хвостовой редуктор и качественным осмотром винта при проведении предполетной и послеполетной подготовок.

3. Выработка беговых дорожек упорных подшипников стаканов втулки винта (рис. 37). В данном случае шарики подшипников создают лунки в обойме, вывести из которых их в полете очень трудно. Для этого требуется приложить большие усилия к ножному управлению.

Признаком появления неисправности является заедание педалей ножного управления.

Неисправность можно обнаружить при работе педалями ножного управления на земле или в полете.

4. Ослабление затяжки болтов крепления пера деревянной лопасти к наконечнику (рис. 38).


Признаком неисправности является свободное проворачивание гаек при приложении момента меньшей величины, чем он был при тарированной затяжке.

Неисправность может появиться из-за усадки деревянных лопастей под влиянием высокой температуры, вытяжки болтов вследствие чрезмерно сильной затяжки гаек и из-за недостаточной затяжки гаек.

Появление этой неисправности может вызвать свободное перемещение деревянной части лопасти в металлическом наконечнике и последующее разрушение рулевого винта.

5. Недостаточность ножного управления при даче правой ноги, особенно при полете с правым боковым ветром, из-за неправильной регулировки рулевого винта (углы установки лопастей на большом шаге меньше, чем указано в инструкции).

Наиболее характерными дефектами деревянных лопастей рулевых винтов вертолетов могут быть:

1) отставание окраски от шпаклевки по поверхности лопасти, трещины лакокрасочного покрытия по границам оковки и границам других металлических частей;

2) выкрашивание твердопленочного покрытия вследствие попадания в лопасть твердых предметов при работе винта, а также местное отставание твердопленочного покрытия с полотном от древесины при отсутствии порчи древесины (отсутствие синевы и желтых пятен);

3) пробоины и вмятины оковки, продольные и поперечные трещины отдельных секций оковки, срыв отдельных секций оковки, срывы головок заклепок, выкрашивание припоя в опайке головок заклепок.

Дефекты древесины лопасти допускаются только на сходящей (задней) кромке. Ремонт древесины на передней кромке не разрешается.

В зависимости от величины и характера повреждений лопасти могут быть отремонтированы в полевых условиях без съемки или со съемкой винта с вертолета или же в ремонтных предприятиях. В полевых условиях могут быть восстановлены лакокрасочные покрытия, а также устранены незначительные повреждения твердопленочного покрытия и оковок лопастей.

После ремонта лакокрасочного или твердопленочного покрытия геометрические размеры лопасти не проверяются. Статическая балансировка винта проверяется во всех случаях, когда при ремонте мог измениться вес лопастей.

В. Беляков, Н. Панов, В. Филиппов ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВЕРТОЛЕТОВ. - М.: ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР. 1961.

Экспертиза

на главную