Органическое топливоОбщие положения. Происхождение органического топлива. По своему составу органическое топливо можно разделить на твердое, жидкое и газообразное. По современным представлениям все эти три группы органических ископаемых топлив имеют аналогичное происхождение. Органические ископаемые образовались из органического вещества растений и микроорганизмов различных периодов развития биологических структур на Земле. Различия встречающегося в недрах Земли природного топлива обусловлены особенностями исходных органических остатков, из которых оно формировалось, а также условиями нх преобразований. Накопление органического материала преимущественно за счет отмерших высших растений происходило в условиях заболоченной суши; его трансформация сначала в условиях ограниченного контакта с кислородом, а затем при прекрашении такого контакта привела в дальнейшем к образованию горючих ископаемых типа гумолитов, к которым относят торф и большиство ископаемых углей. Органические остатки главным образом разложившихся одноклеточных организмов, накопленные на дне прибрежных зон морей и океанов при полном отсутствии кислорода, явились источником образования сапропеля (гниющего ила), из которого в дальнейшем сформировались горючие ископаемые класса сапропелитов — некоторые угли, большинство сланцев, нефть, природный горючий газ. Различают три стадии преобразования исходного органического материала: 1) торфяная стадия — во время этой стадии остатки растений накапливаются и преобразуются в результате биохимических процессов, связанных с жизнедеятельностью грибков и бактерий, главным образом анаэробных, не нуждающихся в кислороде воздуха. При этом происходит как распад исходных высокомолекулярных веществ, так и синтез новых. Эти преобразования в условиях частичного доступа кислорода (заболоченная суша) в дальнейшем приводят к образованию гумолитов (торфа и угля), а без доступа кислорода (дно морей и океанов) —сапропелитов (нефти и газа); 2) буроугольная стадия — во время этой стадии происходит дальнейшее преобразование органического материала, сосредоточенного в толще пород в результате тектонических явлений — сдвигов в земной коре. Глубокое захоронение этого материала под давлением до 300 МПа при повышенных температурах (предположительно 450—520 К), характерных для таких глубин, приводит к значительному изменению органических остатков, называемому углефикацией. Главной особенностью процесса углефикации является интенсификация химических реакций поликонденсации и полимеризации органического вещества с выделением Н20, С02, СН4. Результатом процесса углефикации на этой стадии является обогащение оставшегося органического материала углеродом. Эта стадия характерна для преобразования как гумолитов, так и сапропелитов; 3) каменноугольная стадия характерна в основном для гумолитов и соответствует более высокой степени их углефикации. Главным фактором развития стадии, по- видимому, является температура, которая должна соответствовать 520—620 К. Конечным продуктом этой стадии является образование каменных углей, а затем и антрацита— угля, органическая масса которого на 95— 97 % состоит из углерода. Каменноугольная стадия сапропелитов заключается в дальнейшем развитии реакций полимеризации и поликонденсации органического вещества с образованием углеводородных соединений с высоким содержанием углерода. Наличие природных катализаторов в ряде случаев обусловило избирательную направленность преобразований органического материала, в результате чего он превратился в устойчивые углеводороды метанового, нафтенового и ароматического ряда, явившись источником образования месторождений нефти и газа. Жидкая смесь углеводородов могла мигрировать сквозь пористые породы, что обусловило образование месторождений нефти и газа вдали от морей и океанов. Сапропелиты с высоким содержанием минеральных примесей явились источником последующего образования горючих сланцев, имеющих зольность 50—75 %. Состав топлива. Отличительной особенностью Твердых и жидких топлив является сложность химического состава их органического вещества, что предопределило оценку их состава по процентному содержанию заключенных в нем химических элементов. Газообразное топливо, представляющее собой механическую смесь достаточно простых углеводородов и других известных соединений, оценивается по доле этих соединений в топливе. В общем случае состав органического топлива можно разделить на горючую и негорючую части (рис. 1.10). ![]() Горючая часть топлива (твердого и жидкого) представляет собой в основном оранические соединения, образованные пятью химическими элементами: углеродом (С), водородом (Н), серой (S), кислородом (О) и азотом (N). При этом кислород и азот топлива не участвуют в экзотермических реакциях и поэтому являются как бы внутренним балластом топлива. Горючая часть топлива включает также некоторые минеральные соединения (например, бисульфид железа FeS2), которые взаимодействуют с кислородом воздуха при высокой температуре также со значительным тепловыделением. Минеральные компоненты топлива типа FeS2, так называемый железный колчедан, имеют две минералогические разновидности: пирит и марказит. Присутствие серы в топливе в значительной степени определяет его склонность к образованию вредных выбросов при сжигании и коррозионную активность продуктов сгорания. Сера заключена как в горючей, так и в минеральной части топлива. Поэтому общее содержащие серы в топливе S( представляет собой сумму трех слагаемых: серы в органическом веществе топлива (органическая сера S0), серы в сульфидах топлива (пирит- ная или сульфидная сера Ss) и серы в негорючей части топлива (сульфатная сера Sco, ): ![]() Негорючая часть топлива (см. рис. 1.10) состоит из влаги Wt и минеральной части М, образующей при сгорании золу А. Состав твердого и жидкого топлива обычно выражают в % по массе. При этом за 100 % могут быть приняты: 1) рабочее состояние топлива (Хг)—состояние топлива с таким содержанием влаги и золы, с которыми оно добывается, отгружается и используется (X — компонента состава топлива); 2) аналитическое состояние топлива (Ха— состояние топлива, характеризуемое подготовкой пробы, в которую включается ее размол до крупности зерен менее 0,2 мм (или до других размеров, предписанных специальными методами анализа), и приведением ее в равновесие с условиями лабораторного помещения; 3) сухое состояние топлива (Xd) —состояние топлива без содержания общей влаги (кроме гидрат- ной); 4) сухое беззольное состояние топлива (Xdai)— условное состояние топлива, не содержащего общей влаги и золы; 5) органическая масса топлива (Х°) —условное состояние топлива без содержания влаги и минеральной массы; 6) влажное беззольное состояние (Ха)—условное состояние топлива без содержания золы, но с влажностью (влагоемкостью), соответствующей данному состоянию топлива. Пересчеты содержания компонентов, выраженных в процентах одного состояния топлива, в проценты другого его состояния производят на основе уравнения его состава для каждого состояния. Например, для рабочего состояния топлива можно записать: ![]() Теплота сгорания топлива — это параметр органического топлива, характеризующий его энергетическую ценность. Теплота сгорания представляет собой количество тепловой энергии, которая может выделиться в ходе химических реакций окисления горючих компонентов топлива с газообразным кислородом. При этом принято, что в результате реакций окисления образуются высшие оксиды С02 и Н20; сера окисляется только до S02, а азот топлива выделяется в виде молекулярного азота N2. Теплота сгорания является удельной характеристикой топлива, ее относят к единице объема или массы топлива в любом из расчетных его состояний: рабочем, сухом, сухом беззольном и т. д. Для жидкого и твердого топлива за единицу его количества выбирают 1 кг его массы, а для газообразного — 1 м3 его объема при стандартных условиях (101, 325, кПа, 273 К). Принятыми единицами измерения теплоты сгорания являются кДж/кг (кДж/м3) или МДж/кг (МДж/м3). Количество тепловой энергии, выделяющейся при полном сгорании топлива, зависит от того, в каком (паровом или жидком) состоянии находится влага (Н20) в продуктах сгорания. Если водяной пар сконденсируется и вода в продуктах сгорания будет находиться в жидком состоянии, то количества теплоты, выделяющейся при сгорании топлива, будет больше на величину теплоты конденсации водяных паров. Количество тепловой энергии, которое может выделиться при полном сгорании 1 кг твердого или жидкого топлива или 1 м3 газообразного топлива при условии, что образующиеся водяные пары в продуктах сгорания конденсируются, называется высшей теплотой сгорания топлива. ![]() ![]() Если при сгорании топлива водяные пары не конденсируются, то теплота сгорания единицы массы или объема топлива уменьшается на величину теплоты конденсации водяных паров Qh2o- Разность Qs—Qh,o =QI носит название низшей теплоты сгорания. Количество воды в виде водяного пара в массе продуктов сгорания (в кг), отнесенное к 1 кг топлива, есть сумма массы воды, содержащейся в исходном топливе (Wt/100), и массы воды, образовавшейся при его сгорании 8,94 Н/100, поскольку из 1 кг водорода топлива образуется 8,94 кг воды. В расчетах теплоту конденсации 1 кг водяного пара принимают равной 2463 кДж/кг. Отсюда теплота конденсации водяных паров ![]() Пересчет высшей теплоты сгорания топлива из одного его состояния в другое производят по формулам, аналогичным для пересчета состава топлива. Пересчет низшей теплоты сгорания топлива из одного состояния в другое производят с учетом изменения теплоты конденсации водяных паров при изменении состава топлива, например за счет изменения его влажности и зольности. В общем случае изменение низшей теплоты сгорания топлива Qi при изменении его состава можно пересчитать через изменение высшей теплоты сгорания по формулам (1.1) и (1.3). Например, при изменении влажности и зольности топлива с параметров Wrn и А на и АГ2 низшая теплота сгорания топлива в рабочем состоянии 2 по данным его состояния 1 может быть пересчитана путем использования соотношения в кДж/кг: ![]() Формула для расчета низшей теплоты сгорания топлива по данным состава топлива и значению низшей теплоты его сгорания в сухом беззольном состоянии (QtaC ) которые обычно приводятся в справочниках, имеет вид ![]() Приведенные характеристики топлива. Эффективность теплогенератора, работающего на органическом топливе, линейно зависит от количества водяных паров и золы, выделяющихся на единицу полученной теплоты при сжигании топлива. От количества выделяющихся при этом оксидов серы (S02) зависит уровень вредных выбросов с продуктами сгорания. Уровень таких удельных образований— Н20, золы и S02 на единицу теплоты сгорания топлива (иными словами, на единицу мощности котла) достаточно хорошо оценивается приведенными характеристиками топлива: влажностью Гпр, зольностью Лпр и сернистостью Snp. Величина приведенной характеристики (влажности, сернистости или зольности) равна содержанию соответствующей компоненты в топливе (Wt, Аг или S), деленной на низшую теплоту сгорания топлива Qi, МДж/кг (м3): ![]() ![]() Тепловой эквивалент топлива. Для сравнения различных видов топлива при разработке энергетических балансов, оценке топливных ресурсов, составлении планов теплоснабжения, нормировании и при статистической отчетности все виды топлива по теплоте сгорания приводят к единому эквиваленту. В СССР и ряде других стран таким тепловым эквивалентом служит единица условного топлива, имеющего расчетную теплоту сгорания 29,308 МДж/кг. Для пересчета реальных топлив в условное топливо используют тепловой эквивалент в кг у. т/кг: ![]() Усредненные тепловые эквиваленты основных видов топлива в целом по СССР равны: для угля—0,718, газа природного—1,17—1,2; нефти—1,43; газа нефтепромыслового— 1,35—1,44; мазута — 1,3; горючих сланцев — 0,353; торфа — 0,4; дров — 0,249. С введением международной системы единиц измерений СИ в ряде случаев тепловой эквивалент топлива стали рассчитывать в единицах выделенной энергии (в МВт-ч) или непосредственно в джоулях: 1 т у. т. = 29,308 ГДж = 8,141 МВт-ч. При составлении энергетических балансов применяют более крупные тепловые единицы, например: 1 ЭДж = 1018 Дж, или 1 ПДж=1015 Дж. |
![]() |