Ремонт оборудования котельных

В процессе работы котельной установки наблюдается естественный износ основного и вспомогательного оборудования; кроме того, оно подвергается различным повреждениям и загрязнению. В связи с этим возникает необходимость в восстановлении изношенных элементов. В зависимости от назначения ремонтные операции разделяются на вахтенно-ремонтные (межремонтное обслуживание) и планово-предупредительные (профилактические). К последним относятся текущие и капитальные ремонты. Межремонтное обслуживание включает уход и надзор за оборудованием котельной и различных трубопроводов, а также мелкий ремонт оборудования. В результате этого удлиняются сроки службы оборудования без снижения его качественного состояния, ускоряются и удешевляются ремонты. Межремонтное обслуживание не планируют, его выполняют персонал вахты и дежурный слесарь во время работы котельного оборудования.

Планово-предупредительные (профилактические) ремонты котельного оборудования производят согласно плану: текущий ремонт 2—3 раза в год, капитальный — 1 раз в год. Объем работ зависит от типа оборудования и его состояния. В состав текущего ремонта входят следующие операции: частичная разборка оборудования; разборка и проверка отдельных узлов; ремонт или замена изношенных деталей; осмотр и выявление состояния отдельных элементов оборудования; проверка и опробование отремонтированного оборудования. В зависимости от технологии операций текущий ремонт производит бригада с участием эксплуатационного персонала на месте установки оборудования или в мастерской.

В задачу капитального ремонта входят восстановление первоначального состояния оборудования и улучшение его технических характеристик путем проведения во всех возможных случаях модернизации.

При капитальном ремонте выполняют следующие операции: полную разборку котельного оборудования; замену отдельных деталей или элементов; исправление -всех обнаруженных дефектов; проверку отремонтированных частей и деталей; их опробование и т. п. Капитальный ремонт проводит бригада или специализированная организация на месте установки оборудования или в мастерской.

Время, затрачиваемое на ремонты, зависит от характеристик оборудования, объема выполняемых работ и устанавливается в соответствии с нормами длительности простоя котлов в ремонте. Уменьшения времени ремонта при одновременном обеспечении хорошего качества работ достигают своевременной и тщательной подготовкой и улучшением технологии их проведения. К подготовительным ремонтным работам относятся: наружный и внутренний осмотры котлоагрегата; составление дефектной ведомости и графика ремонта с указанием полного объема работ; нормирование и расстановка рабочей силы по видам работ; подготовка инструмента, запасных деталей, материалов такелажных принадлежностей и др.

После окончания ремонта производят сдачу-приемку оборудования. Сдачу производит ремонтный персонал или руководитель работ ремонтного цеха, а принимает руководство котельной в процессе выполнения работ по узлам при холодном состоянии оборудования, а также по окончании ремонта после длительной проверки и испытания оборудования. Приемку оборудования оформляют соответствующими документами, после чего котлоагрегат считают принятым и вводят в эксплуатацию. Возникающие в процессе эксплуатации внезапные нарушения в работе оборудования (аварии) приводят к внеплановым, аварийным ремонтам. В зависимости от объема аварийный ремонт может быть отнесен к текущему или капитальному. Правильно организованная система планово-предупредительных ремонтов сокращает до минимума возможность аварийного ремонта. Для предотвращения аварий Госгортехнадзор в установленные сроки производит наружный и внутренний осмотр котлов и их гидравлические испытания.

Наружным осмотром обследуют общее состояние котла, топки, обмуровки, паропроводов, арматуры; проверяют правильность действия последней, а также знание персоналом эксплуатационных правил и инструкций. Наружный осмотр осуществляет инспектор Госгортехнадзора без остановки котлоагрегата не реже 1 раза в год. При внутреннем осмотре кроме общего состояния оборудования и его эксплуатации обследуют стенки барабанов котла, кипятильных труб, плотность газоходов. Внутренний осмотр производят не реже 1 раза в 3 года.

Гидравлическое испытание производят 1 раз в 6 лет, а внеочередное—после реконструкции котлоагрегата. Перед гидравлическим испытанием производят внутренний осмотр котла, при этом освобождают от изоляции все швы барабанов, коллекторов, штуцеров и т. п. Затем котел заполняют водой и ручным насосом давление в нем поднимают до пробного; последнее устанавливают для барабанных водотрубных котлов на 25 % выше рабочего. Под пробным давлением котел выдерживают в течение 5 мин. Если не обнаруживают признаков разрывов и изменений формы, то считают, что он выдержал испытание. Результаты освидетельствований и испытаний записывают в котельный журнал. При неудовлетворительном состоянии котельного агрегата инспектор Госгортехнадзора имеет право запретить его дальнейшую эксплуатацию или допустить к работе при пониженном давлении.

Теплогенерирующие установки: Учеб. для вузов. Г. Н. Делягин, В. И. Лебедев, Б. А. Пермяков. М.: Стройиздат, 1986.

на главную