СИСТЕМЫ ТОПЛИВОПРИГОТОВЛЕНИЯПроцесс подготовки твердого топлива для сжигания в камерных топках сложен, определяется рядом свойств (крупностью кусков, влажностью и т. п.) и состоит из следующих стадий: удаления металла и щепы с предварительным грубым дроблением в дробильной установке, подсушки и размола в системе приготовления пыли, подачи готовой пыли в топочные устройства. Выбор оборудования топливоприготовительных устройств и его эксплуатация зависят от фракционного состава (т. е. распределения кусков угля по размерам). Для определения количества кусков определенного размера в общей массе топлива отобранную пробу просеивают через набор сит, сетки которых имеют ячейки с линейными размерами 150, 100, 50, 25, 13, 6, 3 и 0,5 мм. Кривая зависимости остатка на сите от размера ячейки, выраженная в процентах от массы, называется зерновой характеристикой (рис. 9.6). Зерновая характеристика угля зависит от сорта топлива и условий добычи. Максимальным размером куска в массе топлива считается такой, при котором остаток на сите этого размера составляет 1 %. Измельчение топлива в пыль происходит в основном за счет удара, раздавливания и истирания. В различных типах дробилок и мельниц эти способы разрушения кусочков топлива сочетаются по-разному. Удельный расход электроэнергии на помол зависит от механических свойств топлива. Его непосредственное определение затруднено, и поэтому оценку размольных свойств топлива ведут по лабораторному коэффициенту размолоспособности Кпо- Эталонное топливо — уголь AllI. Оба сорта топлива размалывают в воздушно-сухом состоянии в лабораторных стандартных мельницах от одинаковой крупности до одинаковой тонкости пыли. Коэффициент размолоспособности практически всегда больше единицы. ![]() Схема подачи топлива в дробилку показана на рис. 9.7. В дробильную установку топливо из бункера сырого угля 1 подается ленточным транспортером 2. Из слоя угля 3, движущегося по ленте, с помощью щепоуловителя 4, выполненного в виде гребенки, улавливаются деревянные включения, а с помощью электромагнитов 5, установленных в конце транспортера, извлекается металл, который с магнитного сепаратора попадает в бункер 7. Очищенное от металла топливо поступает на грохот 6, где происходит разделение мелких фракций от крупных. Мелкие фракции осыпаются в бункер 8, крупные — в бункер 9 и из него направляются в дробилку 10. Грохоты бывают неподвижные и подвижные. Они выполнены из отдельных колосников, расположенных на определенном расстоянии друг от друга, или из решетки (сита) с определенным размером отверстий. Неподвижные грохоты имеют обычно угол наклона колосников к горизонту 40°, подвижные — приводятся в колебательное движение специальным механизмом и имеют меньший угол наклона. Крупные куски угля, отделенные на грохоте, направляются в дробилку для измельчения. Показателем дробления служит кратность дробления, рассчитываемая как отношение максимальных размеров кусков угля до и после дробления /=/нач//кон. Кратность дробления зависит от конструкции дробилок и может колебаться от 4 до 20. Наиболее распространенными типами дробилок являются валковые с параллельно расположенными ошипованными или гладкими валками и молотковые (рис. 9.8). Дробление угли в валковых дробилках происходит за счет раздавливания и раскалывания до максимального размера дробленого угля, равного зазору между валками. После дробилок уголь направляется в мельницы для подсушки и измельчения его в пыль с размером частичек в зависимости от вида топлива и типа топочного устройства от 1 мкм до 300—500 мкм. В энергетике для размола топлива применяют четыре типа мельниц: мельничные вентиляторы (MB), среднеходные валковые (ВСМ), быстроходные молотковые (ММ) и шаровые барабанные (ШБМ) (рис. 9.9). Тип мельниц выбирают в зависимости от физических свойств топлива (коэффициента раз- молоспособности, выхода летучих) и мощности котельного агрегата. Выбранная конструкция мельницы должна обеспечить надежную и экономичную работу котельного агрегата при минимальных капиталовложениях. ![]() Быстроходная мельница-вентилятор состоит из колеса с лопатками, бронированного корпуса и сепаратора и обычно применяется для высоковлажньгх мягких бурых углей с большим выходом летучих и торфа. Сырой уголь подводится с торца мелющего колеса и за счет удара о лопатки измельчается. Валковая среднеходная мельница с горизонтальным столом состоит из двух валков, стола и корпуса. При вращении горизонтальной тарелки, в которой за счет усилия, создаваемого пружинами, прижимаются валки, последние катятся, подминая под себя топливо, и, раздавливая, измельчают его. ![]() Быстроходная молотковая мельница состоит из вращающегося ротора, на котором на шпонках укреплены диски с шарнирно прикрепленными билами и кожуха, Топливо подается на вращающийся ротор 3 (см. рис. 9.9, в и г) и размельчается ударами бил 3. В этих мельницах обычно размалывают сравнительно мягкие и имеюшие значительный выход летучих топлива. При подаче топлива по оси мельницы (рис. 9.9, в) они называются аксимальными, при подаче по касательной к корпусу мельницы (рпс. 9.9, г)—тангенциальными. Шаровая барабанная мельница (см. рис. 9.9, б) состоит из цилиндра (барабана) диаметром 2—4 м и длиной 3—Юм, частично заполненного шарами диаметром 30—60 мм. Внутренние стенки барабана покрыты толстыми плитами (броней). При вращении барабана частотой 16— 25 мин-1 шары, поднимаясь на определенную высоту, падают. Размол топлива происходит за счет удара шаров и вследствие истирания перемещающимися шарами. Шаровые барабанные мельницы пригодны для размола углей всех сортов, однако применяются только для трудноразмалываемых топлив и топлив, требующих тонкого помола, так как имеют высокую стоимость и большой расход электроэнергии на помол. Существующие в настоящее время системы пылеприготовления разделяют на центральные и индивидуальные. В центральных системах топливную пыль приготовляют в отдельных зданиях (пылезаводах) и используют для всех котельных агрегатов. Эти схемы из-за их сложности, высокой стоимости и недостаточной надежности не получили распространения. Приготовление пыли может производиться по замкнутой и разомкнутой схемам движения сушильных газов. В замкнутой схеме сушильные газы (горячий воздух, топочные газы), пройдя систему пылеприготовления вместе с водяными парами, сбрасываются в котел. При разомкнутой схеме сушильные газы с водяными парами сбрасываются в атмосферу. Наиболее простыми являются замкнутые схемы пылеприготовления с прямым вдуванием (рис. 9.10). В них пыль из мельницы подается непосредственно в горелки котла. Производительность мельниц определяет нагрузка котла. В этих схемах обычно используются молотковые, среднеходовые мельницы и мельницы-вентиляторы. С шаровыми барабанными мельницами используются схемы пылеприготовления с промежуточным пылевым бункером (рис. 9.11, а). В указанных схемах в промбункере имеется определенный запас готовой пыли, что позволяет не связывать режим работы мельницы с нагрузкой котла. Мельницы могут работать на полной нагрузке, которая является наиболее экономичной. При высокой влажности топлива применяют индивидуальную систему пылеприготовления с разомкнутой схемой сушки и промежуточным бункером (см. рис. 9.11,6). Недостатком разомкнутой схемы являются потери 1—2 % готовой пыли и загрязнение атмосферного воздуха. По тракту системы пылеприготовления для всех углей, за исключением антрацитов, полуантрацитов, расположены взрывные клапаны. Основными элементами пылесистем кроме дробилок, мельниц и конвейеров являются сепараторы, затворы- мигалки, питатели для подачи угля или угольной пыли, пылепроводы. ![]() Сепараторы служат для ной смеси с различным фракционным составом мелких фракций от крупных. Простейшими типами сепараторов являются центробежные и инерционные. Центробежный сепаратор (рис. 9.12, а) представляет собой два вставленных один в другой конуса 3 и 4, каждый с рукавом для возврата крупной пыли. Пылевоздушная смесь подводится снизу в наружный конус, и здесь вследствие резкого изменения скорости воздуха выпадают наиболее крупные фракции и через горловину возвращаются в мельницу. В верхней части сепаратора пылевоздушная смесь закручивается на завихряющих лопатках 6, и во внутреннем конусе 4 отделяются крупные фракции пыли, которые через рукав 2 возвращаются в мельницу. Пыль фракционного состава, необходимого для эффективного сжигания, выходит через патрубок 5. Сепараторы такой конструкции применяются в сочетании с молотковыми (ММ) и шаровыми барабанными мельницами (ШБМ). В инерционном сепараторе (см. рис. 9.12, б) разделение фракций пыли достигается изменением направления потока пылевоздушной смеси, определяемого конфигурацией корпуса 8 и расположением внутренней перегородки 10, скоростью потока и положением шибера 9. Отделившиеся от потока крупные частицы возвращаются в мельницу по каналу, отделенному перегородкой 7 от канала поступления дробленого топлива. Мелкие фракции, годные для сжигания, уносятся воздухом в горелки или в промежуточный бункер, ![]() ![]() ![]() При разомкнутой схеме пылеприготовления из сепаратора пылевоздушная смесь поступает в корпус циклона (рис. 9.13) по патрубку 1. В результате центробежного эффекта вращения потока пылеугольные фракции, отделившиеся в корпусе и на входе в лопатки 4, ссыпаются в бункер, а очищенный воздух При накоплении слоя пыли в пылеподводящем патрубке его давление превысит усилие, создаваемое противовесом, клапан-мигалка откроется, выпустив часть пыли в бункер. Бесперебойная и устойчивая работа топочной камеры, регулирование нагрузки котла в значительной мере зависят от работы питательной пыли. Подачу угольной пыли регулируют изменением частоты вращения питателей. Регулирование шиберами ненадежно и может привести к застреванию пыли в промежуточном бункере. У хорошо работающего питателя пыли производительность возрастает почти пропорционально числу оборотов. Для подачи определенного количества пыли из бункера в горелки котла используются различные типы питателей пыли. Наиболее распространенными являются шнековые (рис. 9.15, а) и лопастные (рис. 9.15, б) питатели пыли. В шнековом питателе горизонтальный винт (шнек) 1 при вращении от электродвигателя 3 забирает пыль из бункера 4 и переносит ее в другой конец цилиндрического корпуса, откуда ока по патрубку 2 ссыпается в отводящий трубопровод. Такие питатели просты в изготовлении и ремонте, однако не всегда обеспечивают необходимую равномерность подачи топлива. Поэтому в последнее время чаще применяют лопастные питатели. На вертикальном валу лопастного питателя одновременно вращаются два колеса 4 и 6, разделенных перегородкой с окном 5. Угольная пыль непрерывно взрыхляется ворошителем 1 и попадает через верхнее окно 3 на верхнее колесо. Лопасти этого колеса переносят пыль на противоположную сторону питателя, где через второе окно 5 пыль просыпается на нижнее колесо, снова переносится горизонтально на полоборота и через патрубок 7 выходит из питателя в отводящий трубопровод. Удовлетворительная равномерность подачи пыли любыми питателями обеспечивается лишь при достаточно большой высоте слоя пыли в промежуточном бункере. ![]() |
![]() |