НОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ РОТОРНОГО КОМПРЕССОРА ТИПА «РУТѻ качестве предпосылки к постановке задачи для проектирования воздуходувки Рутса можно принять запрос о возможности изготовления данного оборудования, поступивший в службу маркетинга ОАО «СНПО им. М.В. Фрунзе» из Старо Оскольского металлургического комбината. В номенклатуре ОАО «СНПО им. М.В. Фрунзе» есть компрессорное оборудование, к которому относится и воздуходувка Рутса. Однако такие изделия как воздуходувки ранее не выпускались. После проведения предварительных исследований выяснилось, что на запрашиваемые параметры (производительность – 101,6 м3/мин., перепад давления – 0,933 кгс/см2, частота вращения роторов – 985 об./мин., потребляемая мощность – 208 кВт, температура на входе - 57С) они не разрабатывались и в странах, входивших в СССР. Исследовательские работы проводились, однако дальше единичных образцов, предназначенных больше для эксперимента, чем для серийного производства в СНГ не пошли. На металлургических комбинатах, где по технологической схеме возникала необходимость подачи и переброски большого количества воздуха или газа, использовались воздуходувки импортного производства. Высокие требования к технологии производства и точности станочного оборудования были основной причиной отказа выпуска воздуходувок отечественной промышленностью. Специалистам нашего предприятия была поставлена задача в короткие сроки в условиях жесткой конкуренции с зарубежными фирмами, провести исследования, сделать расчеты и разработать техническую и конструкторскую документацию воздуходувки на заданные заказчиком параметры. Для детального изучения вопроса в Старый Оскол выехали представители конструкторского подразделения ОАО «СНПО им. М.В. Фрунзе» и на месте ознакомились с условиями работы воздуходувок, установленных в технологической линии подготовки сырья для выплавки стали. Тяжелые режимы работы данного оборудования и дополнительные требования заказчика, стали основными моментами, определившими в дальнейшем конструкцию и выбор материалов проточной части. Необходимость беспрерывного поддержания технологического процесса, высокий износ внутренней поверхности в результате прохождения горячей пылегазовой смеси по каналам, и как следствие выход из строя оборудования определили основные требования заказчика – высокая надежность, соответствие параметров, ремонтопригодность и точная привязка к технологической схеме. По результатам поездки было составлено техническое задание, определены вопросы финансирования и уточнены сроки выполнения заказа. После изучения материалов договора и технического задания возникла необходимость провести обзор всей доступной технической информации по данной тематике. В результате был внесен на обсуждение и проанализирован ряд технических решений, определивших объем и направления работ. Была предложена трехлопастная («тройка» с окружным профилем зацепления) форма ротора в отличие от двухлопастной «восьмерки», примененной в воздуходувке немецкого производства, установленной в Старом Осколе. Такая конструкция дает ряд преимуществ в части улучшения вибрационных характеристик. Однако при этом возникают сложности в точном изготовлении рабочей поверхности (рис. 1) «тройки». Решение этой задачи определяет эффективность работы машины. ![]() На всех фазах поворота ротора должна обеспечиваться необходимая степень разобщенности полостей (с учетом впрыска воды). При этом во избежание появления источников вибрации зазор между рабочими поверхностями корпуса и ведущего и ведомого роторов должен оставаться постоянным по всей длине [1]. Большой объем параметрических и прочностных расчетов, необходимость разработки пространственной модели проточной части потребовали применения новых программ. В короткие сроки они были разработаны и протестированы. С помощью графических редакторов, позволяющих «обкатать» роторы на всех углах их взаимного положения были уточнены все точки поверхности. Произведены расчеты тепловых расширений, что должно обеспечивать функциональность и эффективность работы воздуходувки при указанных температурных режимах. Были произведены прочностные расчеты элементов конструкции всей машины и расчеты гидравлических систем подачи масла в зоны синхронизирующих шестерен, опорных подшипников, системы охлаждения и запирания торцовых уплотнений, подачи воды в лабиринтные уплотнения и впрыск воды в рабочую полость воздуходувки. Для того чтобы сохранить производительность, равную воздуходувкам с двухлопастными роторами, потребовалось увеличивать длину и наружный диаметр трехлопастных роторов. Это повлекло за собой внесение ряда новых конструктивных решений позволивших сохранить все присоединительные размеры с минимальными отклонениями в габаритах машины. На этом этапе технического проектирования были внесены существенные изменения, в конструкцию позволившие (по требованию заказчика) создать роторные и статорные части воздуходувки из нержавеющей стали. Сложность в решении этой задачи определялась технологичностью изготовления литых деталей корпуса и проставок, в которых установлены торцовые уплотнения. Эти детали массивные и имеют сложную конфигурацию с системой ребер жесткости, перемычек (максимально облегчающих конструкцию с сохранением ее прочности) и мест установки крепежа и центровки роторов. К тому же в проставках предусмотрена система переводных каналов для подвода, сбора и отвода технологических жидкостей. При разработке технического проекта были учтены все требования заказчика по доступности и ремонтопригодности узлов воздуходувки, хотя некоторые из них привели к усложнению конструкции и принятию нестандартных решений. Была решена и важнейшая задача центровки и взаимного расположения роторов со статорной частью. Фланцевое соединение корпусных деталей, не предусматривает установку уплотнений и изготовления посадочных поверхностей. Это привело к необходимости точной и надежной центровки. Решение было найдено за счет применения конических штифтов. Для подачи масла в гидравлические системы первой и второй ступеней воздуходувок применен шестеренный маслонасос из номенклатуры завода. Он крепится на крышке корпуса и приводится в движение за счет муфтового соединения с ведомым ротором воздуходувки. Как было указано выше, при разработке конструкции необходимо было учитывать возможности технологии. Таким образом, параллельно решались два вопроса – функциональность и технологичность конструкции, с учетом возможного серийного производства. При необходимости реализации такой перспективы необходимо будет решить ряд дополнительных вопросов, что позволит произвести модернизацию и уменьшение себестоимости воздуходувки типа «Рутса». Это вопросы: - получения качественного литья корпусных деталей из нержавеющей стали; - повышения точности механической обработки сложных геометрических поверхностей большой площади; - повышения качества и технологичности сборки всей конструкции и ее отдельных узлов. На данном этапе эти вопросы были успешно решены в максимальном объеме. Разработка конструкторской документации и изготовление нового оборудования тесно связаны со всеми предыдущими этапами в части получения конечного продукта. После выдачи документации и расцеховки проводился авторский надзор за изготовлением наиболее важных элементов конструкции воздуходувки. Отмечались недостатки технологии и фиксировались конструкторские недоработки. Такой подход позволил устранить ряд неточностей и составить перечень вопросов и методы их решения на этапе возможного дальнейшего освоения выпуска данной новой продукции. В качестве примера приведем процесс изготовления корпуса воздуходувки. С целью приведения в соответствие с требованиями заказчика массогабаритных показателей машины и уменьшения припусков на механическую обработку корпус изготавливался с минимально-необходимой толщиной стенок. Для сохранения жесткости были применены внешние элементы конструкции в виде ребер, обеспечившие достаточную прочность корпуса после сборки. Однако процесс изготовления осложнялся тем, что отдельно корпус не имеет прочности гарантирующей сохранение геометрии на различных технологических циклах. После литейных и сварочных работ проводились термообработки для снятия внутренних напряжений. Механическая обработка корпуса, обеспечивающая точность сборки и функциональность рабочих органов, проводилась с применением приспособлений по строгой расчетной технологической схеме. Маршрут изготовления сварно-литого корпуса был выбран с учетом обеспечения минимальных припусков при мехобработке и определения оптимальных схем наложения валиков при сварке патрубков и лап для уменьшения пластических и остаточных деформаций. Для этого кафедрой Динамика машин и прочность Национального технического университета «Харьковский политехнический институт» под руководством д.т.н. проф. Львова Г.И. был выполнен расчет напряженно-деформированного состояния корпуса компрессора с использованием твердотельной модели (рис. 2). Были успешно решены сложные технологические задачи по изготовлению роторов и торцевых уплотнений [2]. ![]() После изготовления опытного образца была уточнена, разработанная ранее, программа и методика испытаний воздуходувки Рутса, подготовлен стенд, позволяющий в наиболее полном объеме исследовать работу всех узлов и деталей. Было решено проводить испытание изделия на частоте меньшей от номинальной (750 об./мин.) с последующим пересчетом параметров на частоту эксплуатации. На первом этапе отмечалась повышенная вибрация, причины которой были выявлены и устранены. Проведена проверка работоспособности воздуходувки в течение 72 часов, отрегулирована подача масла и воды. После обкатки проведены параметрические испытания в присутствии представителя заказчика. Каждый этап испытаний завершался ревизией деталей. Разрушений и деформаций не обнаружено. При этом подтвердилась возможность многократной разборки, контроля и доступа к основным деталям, без ухудшения общей характеристики машины. Воздуходувка тип «Рутс» (рис. 3) показала совпадение расчетных и экспериментальных параметров, на основании чего был составлен и подписан акт приемки. В соответствии с условиями договора была проведена поставка воздуходувки на Старо Оскольский металлургический комбинат и ее монтаж специалистами изготовителя в линию подачи газа. После пробных запусков в натурных условиях эксплуатации выявились незначительные отклонения, которые были устранены с помощью доработок и регулировок. Отмечена стабильность в работе и значительное снижение уровня шума, по сравнению с двухлопастными воздуходувками. По результатам обкатки машины в номинальном режиме представителями заказчика и изготовителя составлен и подписан акт приемки оборудования. По результатам проведенных работ составлен отчет с анализом функциональности деталей, узлов и конструкции в целом. Такой подход позволит в дальнейшем внести ряд изменений в конструкцию воздуходувки повышающих ее надежность и технологичность. Много трудностей было связано с постановкой нового оборудования на производство, однако наработанный опыт позволяет с уверенностью заявить о возможности успешного освоения данной продукции на ОАО «СНПО им. М.В. Фрунзе». В перспективе возможен выпуск новых машин, разработки конструкций которых уже ведутся. Труды XIII международной научно-технической конференции по компрессоростроению. Сумы 2004 |
![]() |