ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАТРАТ НА ОСНОВЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ

В последние годы при анализе экономической эффективности использования сложных машин и оборудования, все более широкое распространение получают методики, основанные на определении стоимости их жизненного цикла. Это обусловлено тем, что современным условиям экономического развития присущи кризисные явления, рост инфляции и индекса цен, изменение банковских ставок и т.п. Затраты на эксплуатацию машин и оборудования изменяются во времени. Поэтому определение эффективности инвестиций на модернизацию или замену машин и оборудования производят по стоимости их жизненного цикла, используя метод приведения будущих затрат на базовый момент времени, обычно первый год эксплуатации (Методические указания по оценке эффективности инвестиционных проектов. Утв. Минэкономики и Минфином РФ от 21.06.99 NВК 477).

Жизненный цикл сложных машин состоит из трех фаз: предэксплуатация, эксплуатация и послеэксплуатация. Фаза предэксплуатации включает подготовительные, проектные и строительно-монтажные работы. Фаза послеэксплуатации включает демонтаж и утилизацию. Обе эти фазы являются необходимыми и неизбежными. Затраты на их реализацию носят разовый характер. Фаза эксплуатации имеет качественно иной характер. Машины и оборудование предназначены для выполнения какой-либо работы или производства какой-либо продукции. Имеет существенное значение стоимость этих работ или продукции, которая характеризуется прежде всего эксплуатационными затратами. Это тем более важно в связи с длительной эксплуатацией машин и оборудования.

По мере эксплуатации машин и оборудования происходит износ трущихся деталей, коррозия и старение материалов, что ухудшает технические характеристики. В результате на единицу затрат энергии (электроэнергия, топливо, газ, пар, сжатый воздух, вода) приходится все меньший выход совершаемой работы или продукции.

Способность машины производить продукцию или работу со временем уменьшается. Эта способность может быть охарактеризована коэффициентом технического состояния,

который можно принять в качестве меры изменения (увеличения) эксплуатационных затрат.

Универсальной зависимости коэффициента технического состояния от времени не существует. Эта зависимость имеет различный вид даже для одной и той же машины, эксплуатируемой с различной степенью нагружения, условиями окружающей среды и т.п. По мере эксплуатации характеристики машины вначале сохраняются постоянными, а затем начинается их ухудшение нарастающим темпом по параболической зависимости вплоть до отказа или выхода из строя:



Значения коэффициента С и показателя а определяются по нормативным данным, по результатам непосредственных измерений удельных показателей машин или принимаются по экспертным оценкам.

Текущие и капитальные ремонты улучшают технические характеристики машины, однако не доводят их до исходного состояния. Наступает момент, когда эксплуатационные затраты возрастают до такой величины, что экономически целесообразнее заменить изношенную машину или оборудование новыми образцами. Этот срок не обязательно должен совпадать с нормативным сроком физического износа, т.к. зависит от условий эксплуатации. Указанный срок эксплуатации можно определить как длительность эффективного жизненного цикла (ЭЖЦ) – длительность эксплуатации машины или оборудования с учетом изменения их технического состояния до момента, когда эксплуатационные затраты достигают такой величины, что замена новыми образцами окупается за допускаемый срок.

Срок окупаемости определяется из выражения


Развернув выражения (6) и (7) с учетом вышеприведенных зависимостей (2) – (5) и подставив в формулу (1), получим выражение для определения величины m – порядкового номера года конца ЭЖЦ машины, предварительно задавшись сроком окупаемости n.

Графическая интерпретация рассмотренной задачи приведена на рисунке.


Данная методика после уточнения, привязки всех задаваемых величин (Кmc, Kин, Е, срок окупаемости) к конкретной отрасли экономики, типу и виду машин или оборудования может быть использована для долгосрочного планирования инвестиций и капитальных вложений в предприятия, применяющие эту технику.

Труды XIII международной научно-технической конференции по компрессоростроению. Сумы 2004

на главную