ВЕНТИЛЯТОР ОСЕВОЙ

Вентилятор осевой - устройство, создающее перепады давления воздуха и другого газа для их перемещения при проветривании помещений, транспортировке аэросмесей и т.п. Рабочее колесо, вентилятора осевого состоящее из консольных, лопастей, закреплено на втулке под углом к плоскости вращения. Вращаясь, вентилятор осевой удерживается в осевом направлении и тянет на себя воздух, нескрлько закручивая его и перемещая вдоль оси. На входе в вентилятор осевой обычно устанавливают коллектор с наибольшим диаметром 1,2-1,4 и длиной 0,2-0,4 диаметра рабочего колеса. Отсутствие коллектора значительно ухудшает работу вентилятора осевого: давление, создаваемое в рабочих режимах, может уменьшаться на 10-20%, кпд — на 10-15%. К резкому снижению этих параметров приводит и отсутствие при входе обтекателя (кока). Выходные элементы, расположенные в потоке воздуха за нагнетателем, влияют на изменение характеристик давления, характеристики мощности при этом практически не меняются. Последние уменьшаются при увеличении подачи воздуха и близки к горизонтальной линии, поэтому запуск в работу вентилятора осевого допустим при открытой задвижке, то есть под нагрузкой.
Аэродинамическая схема вентилятора имеет следующие обозначения. Одноступенчатые вентиляторы обозначаются: К — схема с одним рабочим колесом; К + СА — схема, включающая кроме рабочего колеса спрямляющий аппарат; ВНА + К + СА — установка, оборудованная входным направляющим аппаратом; двухступенчатые — К + СА + К + С А, ВНА + К + НА+ К + СА. К многоступенчатым относятся вентиляторы встречного вращения, у которых рабочие колеса вращаются в противоположных направлениях, а направляющий аппарат между ними отсутствует. Получив энергию в первом колесе, закрученный поток воздуха поступает во второе, которое закручивает его в противоположном направлении, продолжая передавать ему энергию. Эти вентиляторы осевые могут иметь входной и выходной аппараты.
По назначению вентиляторы осевые делят на вентиляторы общего назначения и специальные. Первые предназначены для перемещения чистого или малозапыленного воздуха, не содержащего взрывоопасных веществ, липкой, волокнистой и цементирующей пыли и агрессивных веществ при температуре до 40°С. При более высоких температуpax значительно ухудшаются условия обмоток электродвигателя, находящегося обычно в потоке перемещаемого газа. К специальным относятся вентиляторы осевые, используемые для перемещения взрывоопасных и агрессивных примесей, шахтные, тоннельной вентиляции, потолочные и градиентные, встроенные в технологическое оборудование, и т.п. Вентиляторы осевые для перемещения взрывоопасных примесей выполняют из разнородных металлов: проточная часть из стали (рабочее колесо) и латуни (обечайка в корпусе в зоне расположения рабочего колеса). При этом перемещаемая среда не должна иметь температуру выше 40°С, вызывая ускорение коррозии материалов проточной части, содержать пыль и другие твердые примеси более 10 мг/м , а также взрывоопасной пыли, липких и волокнистых материалов. Шахтные вентиляторы используют в вентиляционных системах подземных выработок.
Вентиляторы тоннельной вентиляции служат для удаления теплоты, влаги, пыли, газов и поддержания в транспортных тоннелях требуемых метеорологических условий и химического состава воздуха. Их работа сопровождается поршневым действием транспортных средств (поездов метрополитена, железнодорожного и автомобильного транспорта). Потолочные вентиляторы (фены) применяют для турбулизации воздушной среды в помещениях, но иногда и для создания локального душирующего эффекта. По направлению вращения лопастного рабочего колеса различают вентиляторы осевые правые и левые. У вентилятора осевого правого вращения рабочее колесо, если смотреть на него со стороны входа воздуха, вращается по часовой стрелке. Номер вентилятора осевого определяет его размер, то есть диаметр рабочего колеса в дм. Номенклатура вентиляторов осевых, изготовляемых для промышленных и гражданских зданий, довольно ограничена. Номенклатура шахтных вентиляторов осевых и тоннельной вентиляции обширна и приведена в специальных справочных руководствах. Существуют различные варианты создания вентиляторов осевых с электродвигателями. В схеме б условия входа воздуха на рабочее колесо хуже, чем в схеме а, поскольку электродвигатель расположен перед ним. Схемы вид применяют в случае, когда по правилам техники безопасности или по технологическим соображениям электродвигатель нельзя устанавливать в потоке перемещаемой среды (например, агрессивной).
Благодаря осевому направлению потока воздуха вентилятора осевого непосредственно присоединяют к трубопроводу. Для вентиляторных установок, работающих на всасывание, присоединительными элементами к сети могут быть: входная коробка или входное колено для присоединения к каналу, идущему от устья веитиляционной шахты; выходная часть, состоящая из примыкающего к вентилятору диффузора и поворотного участка за ним. Иногда за диффузором устанавливают шумоглушитель. Вентиляторы осевые регулируют изменением угловой скорости вращения лопастного рабочего колеса; поворотом лопастей рабочего колеса; поворотом лопаток входного направляющего аппарата; дросселированием.

на главную