ВЕНТИЛЯТОР РАДИАЛЬНЫЙ

Вентилятор радиальный - устройство, создающее перепады давления воздуха и другого газа для их перемещения при проветривании помещений, транспортировке смесей и т.п., состоящее из спирального кожуха и снабженного лопатками рабочего колеса. Характеризуется небольшой массой, металлоемкостью и габаритами, высокой экономичностью, надежностью, технологичностью и незначительными эксплуатационными расходами. Рабочие колеса имеют различные конструктивные исполнения. Трехдисковые рабочие колеса применяют в вентиляторах двухстороннего всасывания. Достоинство такой конструкции — в отсутствии осевого давления. Однодисковые рабочие колеса используют в пылевых вентиляторах и вентиляторах высокого давления. Лопатки таких колес присоединяют к диску и ступице. Бездисковые рабочие колеса с лопатками, присоединенными непосредственно к ступице, применяют в пылевых вентиляторах.
Вентилятор радиальный для вентиляционных систем изготовляют одно- и двухстороннего всасывания правого (по часовой стрелке) и левого (против часовой стрелки) вращения. Для вентилятора радиального установлено семь положений корпуса, определяемых углом его поворота относительно исходного нулевого положения. Углы поворота отсчитываются по направлению вращения рабочего колеса. Вентилятор радиальный соединяют с электродвигателями следующими способами: рабочее колесо закреплено непосредственно на валу электродвигателя с помощью: эластичной муфты, клиноременной передачи с постоянным передаточным отношением, регулируемой бесступенчатой передачи через гидравлические или индукторные (электрические) муфты скольжения. Предусмотрено семь конструктивных схем соединения вентилятора радиального с приводом.
По назначению вентиляторы радиальные делят на вентиляторы общего и специального назначения. Первые предназначены для перемещения воздуха и других газовых смесей, агрессивность которых но отношению к углеродистым сталям обыкновенного качества не выше агрессивности воздуха с температурой до 80 С, не содержащих пыли и иных твердых примесей в количестве более 100 мг/м , липких веществ и волокнистых материалов. Для вентиляторов двухстороннего всасывания с расположением ременной передачи в перемещаемой среде температуpa последней не должна превышать 60 °С. Их используют в системах вентиляции и воздушного отопления производственных, общественных, жилых зданий и для санитарно-технических и производственных целей.
Вентиляторы специального назначения применяют в системах пневматического транспорта, для перемещения среды, содержащей агрессивные вещества, газов с высокой температурой, газопаровоздушных взрывоопасных смесей и т.п. Их в свою очередь можно разделить на пылевые, коррозионно-стойкие, искрозащищенные, тягодутьевые, малогабаритные, судовые, шахтные, мельничные и др. В обозначение пылевых вентиляторов добавлена буква П. Пылевые вентиляторы типа ЦП7-40 предназначены для перемещения невзрывоопасных неабразивных пылегазовоздушных смесей, агрессивность которых но отношению к углеродистой стали обыкновенного качества не выше агрессивности воздуха, имеющих температуру не выше 80 °С, не содержащих липких веществ и волокнистых материалов, с содержанием механических примесей в перемещаемой среде до 1 кг/м . Их используют для удаления древесных стружек, металлической пыли от станков, в системах пневмотранспорта зерна и для аналогичных целей. В конструкциях коррозионно-стойких вентиляторов радиальных, предназначенных для перемещения агрессивных смесей, применяют материалы, стойкие к этим смесям (нержавеющая сталь, титановые сплавы, винипласт, полипропилен), либо их прочную часть напыляют антикоррозионными покрытиями.
Искрозащитные вентиляторы радиальные подразделяют на: вентиляторы с повышенной защитой от искрообразования, в которых предусмотрены средства и меры, затрудняющие возникновение опасных искр только в режиме их нормальной работы. Их изготовляют из алюминиевых сплавов или разнородных металлов; вентиляторы искробезопасные, имеющие средства и меры защиты от искрообразования как при нормальной работе, так и при возможном кратковременном трении рабочего колеса о корпус. Их выполняют на основе алюминиевых сплавов с антистатическим пластмассовым покрытием — графитонаполненными полиэтиленом или пентапластом, которые выбирают в зависимости от характеристики перемещаемых сред, то есть от способности противостоять коррозионному воздействию. Для перемещения смесей, взрывающихся от удара, вентиляторы радиальные применять нельзя, в этих случаях используют эжекторы.
В зависимости от применения различают два типа тягодутьевых вентиляторов радиальных: дутьевые и дымососные. Первые предназначены для подачи воздуха в топочные камеры котлоагрегатов ТЭС или крупных промышленных котельных установок. Дымососы используют для отсасывания дымовых газов с температурой до 200 °С из топок котлоагрегатов.
Мельничные вентиляторы радиальные предназначены для пневматической транспортировки неагрессивной угольной пыли в системах пылеприготовления топлива котлоагрегатов и для подачи пылевидного топлива в пылеугольные и муфельные горелки. Их выполняют с учетом незначительного износа стенок спирального корпуса и рабочего колеса.
Малогабаритные вентиляторы радиальные с диаметрами рабочих колес менее 200 мм являются, как правило, встроенными.
Судовые вентиляторы радиальные используются в системах вентиляции машиннокотельных отделений, служебных и жилых помещений, а также для охлаждения приборов и механизмов. Судовые вентиляторы радиальные должны удовлетворять ряду специальных требований: быть виброударостойкими, создавать малый уровень шума, иметь небольшие габариты и массу, устойчиво работать в услоииях крена и дифферента. Всем огам требованиям наиболее полно отвечают судовые вентиляторы с радиальными лопатками рабочего колеса единой серии ЦС.
Шахтные вентиляторы радиальные используют в вентиляционных системах шахт, рудников и метрополитенов для обеспечения больших расходов воздуха и давлений.
В соответствии с полным давлением, создаваемым при номинированном режиме, вентиляторы радиальные подразделяют на вентиляторы низкого, среднего и высокого давления. Вентиляторы низкого давления создают полное давление до 1000 Па. К ним относятся вентиляторы радиальные большой и средней быстроходности, у которых рабочие колеса имеют широкие листовые лопатки. Допустимая скорость для таких колес не превышает 50 м/с. Вентиляторы среднего давления создают полное давление до 3000 Па. Их лопатки могут быть загнуты как по направлению вращения колеса, так и против него. Максимальная скорость рабочего колеса может достигать 80 м/с. Вентиляторы высокого давления создают полное давление свыше 3000 Па. Рабочие колеса вентилятора радиального, создающих давление до 10 000 Па, как правило, имеют лопатки, загнутые назад, так как они более эффективны. В случае широких колес (вентиляторы средней быстроходности) применяют профильные лопатки с плоским или слегка наклонным передним диском. Полное давление более 10 000 Па могут создавать лишь вентиляторы малой быстроходности с узкими рабочими колесами, напоминающими компрессорные.
По быстроходности вентиляторы радиальные делят на вентиляторы большой (коэффициент быстроходности 60-81), средней (30-60) и малой (11-30) быстроходности. Вентилятор радиальный большой быстроходности имеют широкие рабочие колеса с небольшим числом загнутых назад лопаток, коэффициент давления 0,9, максимальное кпд может достигать 0,9. К вентиляторам радиальным средней быстроходности относятся как вентиляторы с колесом барабанного типа с загнутыми вперед лопатками и большим диаметром входа, у которых коэффициент давления близки к максимально возможным (3), а кпд достигает лишь 0,73, так и вентиляторы радиальные, имеющие рабочие колеса значительно, меньшей ширины с загнутыми назад лопатками, небольшими коэффициент давления (1) и кпд, достигающим 0,87. Вентиляторы радиальные малой быстроходности имеют небольшие диаметры входа, довольно узкие рабочие колеса, незначительную ширину и раскрытие спирального корпуса, загнутые вперед или назад лопатки и максимальное кпд не более 0,8.
В зависимости от компоновки вентиляторы радиальные делят на переносные, полустационарные и стационарные.

на главную