Партнерский проект с компанией Руспроектэксперт

Тел.: 8-495-771-14-07

Проектирование


Эффективность штурманского обеспечения полетов

Штурманское обеспечение полетов ВС гражданской авиации включает в себя комплекс мероприятий, проводимых командованием, пилотами, штурманами, работниками других служб и направленных на достижение высокой точности, надежности к безопасности самолетовождения.

Под эффективностью штурманского обеспечения полетов понимается результативность деятельности должностных лиц штурманской службы по обеспечению безопасности, регулярности и экономичности полетов и навигационном отношении.

Под эффективностью воздушной навигации в полете подразумевается результативность действий экипажа по выбору способов и применению средств самолетовождения при задач, связанных с выполнением заданной программы полета.

Для количественной оценки эффективности используется показатель надежности воздушной навигации — вероятность выполнения экипажем ВС заданной программы полета и установленных предела.

Основные пути повышения эффективности штурманского обеспечения полетов:

совершенствования бортовых и наземных средств самолетовождения, автоматизация процесса самолетовождения;

систематизация действий экипажа, определяемых технологией работы экипажа по самолетовождению;

комплексация применения наземного навигационного оборудования в процессе самолетовождения;

оптимизация решения навигационных задач, обеспечивающая наилучшие условия их выполнения;

повышение эффективности предварительной и подготовки экипажей;

совершенствование системы пред полетного контроля экипажей и разборов полета.

Большая потеря полетного времени у членов экипажа ВС, решающих задачи самолетовождения, происходит из-за нерациональной работы i навигационным оборудованием в полете. Кроме того, распределение нагрузки на каждого члена экипажа бывает неравномерной. Существуют два метода борьбы с дефицитом по летного времени автоматизация процесса самолетовождения и систематизация членов экипажа Bt При решении задач самолетовождении.

Автоматизация самолетовождения При полете на ВС, не оборудованном НК. наибольшая доля полетного времени приходится, на контроль за выдерживанием заданного режима полета, прокладку линии фактического пути, ведение ориентировки и измерение навигационных элементов. Автоматизация пути значительно упростила технологию работы экипажа по самолетовождению и изменила ее характер. В этих условиях наибольшее внимание и время потребовал контроль за точностью гироскопического курса и ЛЗП с использованием различных cpeictB самолетовождения. Возросшие скорости полета снова сократили появившимся резерв времени за счет автоматизации счисления пути.

Дальнейшее совершенствование навигационных систем позволило дополнительно программировать ЛЗП, автоматизировать процесс контроля пути и «вписывания» в схему захода па посадку и ее выполнение. Упростился процесс индикации. На экипаж легли задачи выявления фактического состояния ПНК по сигналам автоконтроля, грамотного принятия pi пиния о переходе на использование резервных каналов (режимов работы) ПНК, определение постепенных отказов отдельных приборов, не выявленных автоконтролем

В целях унификации навигационного оборудования разработаны базовые навигационные комплексы (БНК), имеющие однотипные индикаторы и пульты управления (ПУИ). с которыми имеет дело экипаж ВС в полете (тля всех основных типов). Базовые навигационные комплексы самолетов ИЛ-HG и ЯК-42 обеспечивают автоматический полет по за данному или выбранному в по лете маршруту от взлета до посадки.

Систематизация действий экипажа. Для сокращения нерационально расходуемого времени в полете рекомендуется:

детально разработать технологию по применению средств навигации для решения задач самолетовождения на всех этапах полета. Для равномерной загрузки членов экипажа в процессе самолетовождения следует использовать сетевой график. Это особенно важно при полетах в сокращенном составе экипажа (без штурмана ВС на борту);

довести до автоматизма действия экипажа При стандартных ситуациях полета по воздушным трассам и МВЛ на специализированных и комплексных тренажерах;

отработать методики прямого и косвенного выявления отказов навигационных средств в полете и переходa на другой канал (режим) навигационной системы;

отработать методики безошибочного программирования полета применительно для разных ПИК.

Решение этих вопросов, помимо рационального использования полетного времени, позволит систематизировать работу экипажа в полете, что исключит промахи и ошибки в работе.

Комплексное применение навигационных средств. Успешность вождения ВС по воздушным трассам и МВЛ во многом зависит от полноты навигационной информации, получаемой от внешних источников непрерывно и в течение всего полета.

В условиях резко изменяющейся навигационной обстановки непрерывности получения навигационной информации можно достичь только комплексным применением средств самолетовождения, работающих на различных принципах действия и способных решать ту же задачу, но в других условиях. Это позволяет повысить точность измеряемого параметра, не применяя для этого высокоточной, а следовательно, и дорого стоящей аппаратуры.

Оптимизация решения навигационных задач. Наиболее простым и действенным путем повышения качества штурманского обеспечения полета, не требующем дополнительных средств, является оптимизация навигационных процессов, охватывающих широкий круг вопросов (выбор наивыгоднейшего маршрута и режима полета, создание наилучших условий для контроля пути и измерения навигационных элементов, размещение наземных РНС).

При оптимизации навигационных процессов и принятии решения по применению средств самолетовождения показателями (критериями) оптимальности обычно служат:

наименьший расход топлива на преодоление заданного расстояния между двумя точками на земной поверхности;

наивысшее значение показателя надежности самолетовождения,

создание наилучших условий для решений той или иной задачи. Например, получение наибольшей ширины полосы просматриваемой местности При выполнении визуальных наблюдений или поисковых работ;

минимальное значение погрешности самолетовождения или измерения навигационного элемента.

Воздушная навигация: справочник/А.М. Белкин. М.: Транспорт. 1988г.

Экспертиза

на главную