Эргономические характеристики навигатора

Качество самолетовождения зависит не только от используемых технических средств, но и в значительной мере от навигационной деятельности экипажа на борту. В связи с этим на всех стадиях подготовки и выполнения полетов необходимо учитывать возможности и характеристики деятельности человека как оператора навигационных систем.

Вопросы оптимального распределения функций между человеком и машиной (навигационным оборудованием), рациональной организации рабочего места навигатора рассматриваются и решаются на всех стадиях проектирования ВС. При эксплуатации воздушного транспорта, непосредственно при выполнении полета и пои подготовке к нему каждый член экипажа должен хорошо знать и учитывать психофизиологические особенности деятельности навигатора

Главный анализатор человека, посредством которого он получает основной поток поступающей информации, — зрение. В поле зрения человека различают центральную зону (примерно 4е), где наиболее четко различаются детали, зону ясного видения (30... 35°), где при неподвижном глазе можно опознать объекты, не различая детали, и зону периферического зрения (75 ..90°), где предметы обнаруживаются, но не опознаются. Главные индикаторы должны располагаться в зоне ясного видения навигатора. Разрешающая способность зрения (минимальное расстояние между двумя раздельно воспринимаемыми объектами) при нормальной освещенности составляет Г.

Время полной его адаптации (приспособления) от света к темноте составляет 40 .. 60 мин. Это необходимо учитывать при визуальной ориентировке ночью и по возможности не включать свет в кабине Время адаптации навигатора от темноты к света составляет 5 .. 10 мин. При освещении кабины красным светом снижается производительность труда oneратора (до 76%)

Шум оказывает отрицательное влияние на навигационную деятельность. Сильный шум снижает на 5... 12% производительность труда, остроту зрения и зрительную реакцию в темное время, нарушает восприятие визуальной информации. При передаче информации с помощью человеческой речи уровень шума дол жен быть ниже звука речи не менее чем на 10 дБ, что влечет за собой необходимость пользования СПУ. Влияние шума необходимо учитывать при передаче речевой информации Нежелательно, чтобы фраза превышала 9 слов, не считая индексов и позывных. Наиболее значащие слова необходимо располагать в первой трети фразы. В разрешающих командах разрешение следует давать в конце, после содержания действия, а в за предаюших — наоборот Точнее опознаются слова с ударением на последнем слоге. Распознаваемость слов повышается, если они начинаются с гласной.

При оценке точности навигзцпои ных определений необходимо, кроме погрешностей измерений, учитывать и погрешности считывания информации с индикаторов. При использовании стрелочных индикаторов возможна систематическая погрешность из за параллакса, зависящая от положения глаза оператора. Случайная погрешность считывания характеризуется средней квадратической погрешностью, составляющей примерно 0,3 от цены деления.

Временные характеристики деятельности навигатора имеют важное Время считывания с индикатора составляет 0.6 .. 1,5 с, фиксация загорания или погасания индикатора 0,28 с. Поиск, нос приятие и информации в целом занимают 5 10 с, принятие решения 15... 35 с, а его выполнение 5 . 10 с. При ухудшении условий деятельности (в сложной ситуации) время увеличивается на 20%, а и экстремальной ситуации - на 50% и более.

Временные характеристики деятельности навигатора определяют и от временную загруженность в полете, которой называется отношение суммарного времени его занятости ко всему рассматриваемому интервалу времени. Для нормальных условий деятельности временная загруженность не должна превышать 0,4 .. 0,6. Она зависит от условии деятельности (протяженности участков маршрута, состава навигационного оборудования), технологии навигационной работы (навигационного плана полета) и характеристик навигатора (его психофизиологических свойств, опыта и квалификации).

При возникновении дефицита времени в полете, а также ситуаций, требующих ответственных решений v членов экипажа возникает состояние повышенной эмоциональной напряженности. Увеличение эмоциональной напряженности ведет к изменению как средней длительности операций, та:; и вероятности ее успешного выполнения. Длительность выполнения операции при возрастании напряженности сначала несколько уменьшается (за счет мобилизации, повышения собранности навигатора), а затем наступает срыв (резкое увеличение длительности). Вероятность безошибочного выполнении операций вначале несколько увеличивается, а затем (при напряженности выше некоторого критического значения) па чает. При средней напряженности вероятность правильных действий составляет 0,95 .. 0,85, а при высокой 0,6.

Точность и безошибочность работы навигатора зависят и от степени его усталости, вызванной продолжительностью полета, и от времени суток При непрерывной работе, требую щей постоянного вин мания, производительность труда уже через 45 мин снижается до 25% от наивысшей. Наивысшая производительность труда у человека с b до 9 ч утра, — около 3 ч ночи.

Учет психофизиологических характеристик человека и условии его деятельности в полете позволит повысить эффективность планирования навигационной работы экипажа.

Воздушная навигация: справочник/А.М. Белкин. М.: Транспорт. 1988г.

на главную