Партнерский проект с компанией Руспроектэксперт

Тел.: 8-495-771-14-07

Проектирование


Форма и размеры Земли

Физическая поверхность Земли, состоящая из поверхности материков и океанов, имеет сложную форму В качестве приближения к реальной поверхности Земли используется геоид

Геоид — фигура Земли, ограниченная уровенной поверхностью, пересекающей отвесные линии во всех текущего времени (работает непрерывно); времени полета (включается в момент взлета); секундомера для измерения интервалов времени.

Точность показаний часов в штурманских комнатах, помещениях службы УВД, авиационной метеорологической станции (АМСГ), связи, бортовых, а также личных часов летного и диспетчерского состава, руководящего полетами, должна быть не хуже ±15 с. В процессе предполетной подготовки члены экипажа обязаны сверить показания личных часов с контрольными (которые проверяются по сигналам точного времени), а на ВС завести бортовые часы и установить точное время. Точность ратиосигналов точного времени Л< = = 0.01 с

Бортовые АЧС позволяют определять время суток с точностью, зависящей от погрешности начальной выставки времени и суточного хода, не превышающего ±45 с. Интервалы времени с помощью обычных секундомеров измеряются с Oi<:0,5 с, а хронометров с Oi«0.I с

В радионавигационных системах используется системное время, позволяющее определять интервалы времени между двумя событиями с помощью электронного измерителя. В системном времени достигнуты очень высокие точности например, в импульсных дальномерных РНС обеспечивается (0,3-0,6) мкс = (3-н6)10 7 с, а в спутниковых навигационных системах точках под прямым углом и совпадающей в открытых морях и океа и ах с их спокойной поверхностью. В СССР за поверхность геоида принята уровенная поверхность, проходящая через нуль Кронштадтского футштока. Поверхность геоида имеет сложную форму и не удобна для математических вычислений

Точно определить положение геоида относительно отсчетион поверхности практически невозможно, поэтому используется вспомогательная поверхность квазигеоида, совпадающая в океанах и открытых морях с поверхностью геоида и продолженная под материками в соответствии с теорией, разработанной М. С. Молоденским. Поверхность квазигеоида отступает от поверхности геоида не более чем на несколько сантиметров в равнинной местности и до 2 м в горной. От поверхности квазигеоида отсчитываются высоты точек земной поверхности, показываемые на картах.

Для решения навигационных задач поверхность геоида заменяется приближающей его поверхностью эллипсоида вращения (сфероида). Эллипсоид вращения, центр и экватор которого совпадают с центром масс и экватором Земли и наилучшим образом аппроксимируют поверхность геоида в планетарном масштабе, называется общеземным эллипсоидом

Эллипсоид, ближе всего подходя к поверхности на данной территории (данного государства или группы государств), называют референц-эллипсоидом.

Эллипсоид вращения характеризуют экваториальным радиусом а (большой полуосью), полярным радиусом Ь (малой полуосью) и сжатием а. Используются также первый и второй меридианные эксцентриситеты:


В СССР при проведении всех геодезических и картографических работ пользуются референц-эллипсоидом. предложенным Н. Ф. Красовским. Его параметры, а также параметры других референц эллипсоидов, используемых за рубежом, приведены в табл 2.1.


При решении некоторых навигационных и картографических задач в качестве приближения эллипсоида принимают сферу. Размеры сферы в этом случае зависит от закона изображении поверхности эллипсоида на сфере. При приближенных расчетах за радиус шара, объем и площадь поверхности которого равны объему и площади поверхности эллипсоида Красовского, принимается R = = 6371,1 км.

Различие референц-эллипсоидов. принятых в различных странах, может привести к дополнительным погрешностям определения координат МС с помощью глобальных высоко точных РНС Координаты МС могут быть рассчитаны на основании одних исходных геодезических данных, а карта, на которую наносится МС — на основании других. Возникающая погрешность может превысить по грешность самой рис. Для оценки возможной погрешности целесообразно провести серию контрольных расчетов на стоянке самолета с известными координатами.

Воздушная навигация: справочник/А.М. Белкин. М.: Транспорт. 1988г.

Экспертиза

на главную