Партнерский проект с компанией Руспроектэксперт

Тел.: 8-495-771-14-07

Проектирование


Методика проверки самолетовождения в полете

Основной метод оценки качества навигационной работы штурманов и пилотов — проверка техники самолетовождения н полете Она осуществляется должностными лицами штурманской службы, включаемыми в состав экипажа в качестве проверяющих по специальностям Проверка проводится в целях допуска пилота пли штурмана к самостоятельной работе, повышения в классе, допуска к полетам на ВС нового тина к полетам при на ВС новых навигационных систем или средств захода на посадку, допуска к инструкторской работе, определения или подтверждения квалификация по специальности, продления срока действии свидетельства, а также после перерыва в летной работе. Проверка техники самолетовождения в маршрутных производственных полетах проводится у пилотов и штурманов 1-го и 2 го классов не реже I раза в год, 3-го и 4-го классов не реже 1 раза в 6 мес, у штурманов-аэрофото- съемщиков перед началом сезона. У пилотов и штурманов, работающих на ВС данного типа менее года, проверка проводятся не реже I раза в 5 мес независимо от присвоенного класса. Продолжительность полета при проверке техники самолетовождения должна быть не менее 1,5 ч

Во время предполетной подготовки проверяющий должен:

убедиться в знании проверяемым членом экипажа аэронавигационной и метеорологической обстановки, порядка ведения радиосвязи, требований руководят»ч документов и инструкций, способов восстановления ориентировки на различных этапах полета;

оценить быстроту и правильность выполнения предварительного расчета полета, заполнения левой части штурманского бортового журнала, определения допустимой взлетной массы. длины сбалансированной взлетной и скоростей.

проверить качество проверки и подготовки навигационного оборудования на ВС, а также готовность проверяемого к выполнению.

При выполнении взлета и маневр отходи проверяющий должен оценить выполнение проверяемым требовании технологии работы; соблюдение установленной схемы выхода из района аэродрома; своевременность установки давления на высотомере при пересечении высоты перехода

На этапах маршрутного полета проверяющий еле лит за навигационной работой проверяемого члена экипажа и оценивает ее, обращая особое внимание на комплексное использование технических cpe ICTH самолетовождения При обнаружении ошибок, которые могут повлечь уклонение ВО от заданной траектории и угрозу без опасности полета, проверяющий обязан вмешаться и принять меры к к исправлению. Он оценивает знание методов самолетовождения и эксплуатации навигационных средств умение проверяемого выбирать в зависимости от аэронавигационной обстановки основные и дублирующие средства и методы навигации В полете на ВС, оборудованных ПНК. проверяющий оценивает своевременность и правильность выбора режима комплекса, установки исходных данных. обращая основное внимание на выполнение контроля пути и коррекцию счисленных координат, ее своевременность, правильный выбор средств коррекции. На ВС. не оборудованных ПИК, проверяющий контролирует правильность применения отдельных навигационных средств и систем для счисления пути и коррекции счисленных координат, качество ведения визуальной ориентировки. Необходимо фиксировать псе ошибки или случаи нерационального применения курсовых приборов, бортовых РЛС, АРК. РСБН и другого навигационного оборудовании. Для повышения точности и надежности самолетовождения оценивается использование информации, полученной от диспетчера УВД. В случае возникновения отказа проверяющий оценивает своевременность его определения проверяемым, правильность его действии после обнаружения. Проверяющему при выполнении производственных полетов недопустимо имитировать аварийную обстановку или отказы в работе систем, оборудования и приборов.

При наличии в полете опасных метеоявлений проверяющий оценивает своевременность их обнаружения экипажем, обоснованность решения об их обходе, расчет и выполнение маневра обхода зон опасных метеоявлений, точность выхода на ЛЗП после маневра.

Проверяется своевременность и точность определения навигационных элементов полета: путевой скорости, угла сноса, фактического путевого угла, скорости и направления ветра н др. При этом оценивается правильность использования для этой цели технических средств самолетовождения. Необходимо оцепить умение проверяемого проводить элементарные навигационные расчеты в уме.

Во время предпосадочной подготовки проверяющий контролирует правильность выполнения расчета элементов снижения и захода на посадку. При этом он оценивает качество контроля проверяемым выдерживания параметров снижения, своевременность и правильность их коррекции, выдерживание установленной схемы захода на посадку, проверяет выполнение требований технологии работы и руководства по летной эксплуатации Проверяющий должен обратить внимание па способность проверяемого постоянно представлять положение ВС относительно ВПП, умение быстро и точно производить расчеты для выходa в заданную точку схемы захода па посадку, использовать информацию радионавигационных средств и диспетчера УВД.

На всех этапах полета необходимо следить за распределением внимания проверяемого, ведением осмотрительности н радио-осмотрительности. Важно оценить взаимодействие проверяемого с другими членами экипажа, а также умение правильно вести радиосвязь. Проверяющий контролирует также ведение штурманом или вторым пилотом штурманского бортового журнала.

Промеряющий несет ответственность за качество предполетной под готовки экипажа, точность самолетовождения и правильность эксплуатации бортового навигационного оборудования, сохранение экипажем ориентировки в полете н соблюдение установленного режима полетов, правильность определения уровня профессиональной подготовки проверяемого, объективность выставляемых оценок и представляемых выводов.

Воздушная навигация: справочник/А.М. Белкин. М.: Транспорт. 1988г.

Экспертиза

на главную