Навигационные элементы положения и движенияНавигационные элементы — скалярные величины, характеризующие положение центра масс ВС и его движение в пространстве. Пространственное место самолет ПМС — точка пространства, в которой в данный момент находится центр масс ВС. Место самолета (МС)—точка на земной поверхности. в которую проектируется центр масс ВС (ПМС). Совокупность ПМС на некотором отрезке времени образует фактическую траекторию полета, а совокупность МС — фактического пути (ЛФП) характеризуется тре мя, а МС двумя координатами в од ной из земных систем координат. Если известна пространственно-временная траектория полета, то могут быть определены условные координаты, характеризующие отклонение- фактического ПМС от заданного в данный момент времени Координаты ПМС элементами положения. Навигационные элементы движения характеризуют векторы скорости ВС. Различают скорости движения ВС относительно воздушной среды и относительно земной поверхности. Истинной воздушной скоростью Гя (или просто V) называется скорость перемещения ВС относительно воздушной массы. Для пилотирования используется также приборная воздушная скорость УПр, определяемая скоростным напором воздуха и включающая погрешности прибора и приемника воздушного давления. Направление вектора относительно продольной оси ВС характеризуется углами атаки и скольжения. Угол атаки образуется между средней хордой крыла и проекцией сектора Уи на вертикальную плоскость симметрии ВС. Углом скольжения называется угол меж ту вектором Уи и вертикальной плоскостью симметрии ВС. Для самолетов углы атаки и скольжения невелики и при решении ряда задач принимают. что вектор истинной воздушной скорости направлен по продольной оси самолета. Курсом у называют угол в горизонтальной плоскости между направлением, принятым за начало отсчета, и проекцией на эту плоскость продольной осн ВС. Курсы классифицируют в зависимости от направления, принятого за начало отсчета (истинный, магнитный, условный и другие курсы). При отсутствии скольжения курс характеризует направление проекции вектора истинной скорости на горизонтальную плоскость. При наличии скольжения имеется аэродинамический угол сноса аЛ — угол между проекциями на горизонтальную плоскость продольной оси ВС и вектоpa VK. Вектор скорости перемещения ВС относительно земной поверхности называется вектором полной скорости. В навигации используются поверхности. Вектор W направлен по касательной к ЛФП отличается от горизонтальной составляющей гор вектора полной скорости (рис 3.3). Путевым углом р называется угол в горизонтальной плоскости между направлением, принятым за начало отсчета, и вектором путевой скорости. Фактический путевой угол характеризует направление ЛФП и классифицируется в зависимости от направлении, принятого за начало отсчета (аналогично курсам), а заданный путевой угол — направленно ЛЗП Различают мгновенные и средние на некотором отрезке времени векторы скоростей. Воздушная навигация: справочник/А.М. Белкин. М.: Транспорт. 1988г. |