Партнерский проект с компанией Руспроектэксперт

Тел.: 8-495-771-14-07

Проектирование


Навигационные характеристики

Оборудование ВС ТСС различными по принципу действия, устройству, виду выдаваемой информации, объему выполняемых функций и других требует грамотного выбора и применения их с учетом навигационных характеристик. К ним относятся: на значение, решаемые задачи точность измерения параметров и решения навигационных задач, условия применения, техническая надежность, степень автоматизации измерения, оперативность измерения и получения конечного результата. Кроме того, специфическими характеристиками, присущими РНС, являются: дальность действия, рабочий диапазон радиоволн, рабочая область, пропускная способность и помехоустойчивость.

Все большее распространение получает понятие «минимальные навигационные требовании» (МНТ) нли, в документах ИКАО, «минимальные навигационные характеристики» (МНХ), определяющее обобщенные требования ко всему навигационно-пилотажному оборудованию ВС по точности и надежности выполнения навигационных задач.

Назначение ТСС указывает, для измерения какого параметра (высоты, скорости, пеленга дальности и пр.) или решения какой задачи (посадки, предупреждения столкновений и т. г.) предназначено техническое средство. Обычно >же название ТСС раскрывает его назначение (высотомер, прибор скорости и т. п.), но и некоторых случаях по нему невозможно непосредственно определить ни его функцию, ни измеряемую величину (радиолокатор, радиокомпас и др.).

Решаемые задачи определяются прежде всего, назначением ТСС и измеряемым навигационным параметром. Однако объем решаемых задач обычно значительно больше, чем число измеряемых величин. Так, например, УД РНС но измеренным пеленгу и дальности позволяет определить МС в различных системах координат, вести контроль пути по направлению и дальности, выводить ВС в заданную точку, выполнять маневр для захода на посадку и пр. Число решаемых задач возрастает нрн совместном использовании средств. Например, АР К автономно находят ограниченное применение, а в комплексе с курсовым прибором его возможности существенно расширяются.

Точность измерения первичного навигационного параметра — важнейшая характеристика, определяющая эффективность использования ТСС для решения ьонкретной навигационной зздачи. Поскольку точность измерительных средств представляет собой понятие, обратное понятию их погрешностей, а в метрологии наиболее широкое применение находят критерии погрешностей измерений, то на практике количественная оценка точности обычно отождествляется с погрешностью.

Под погрешностью измерений их понимается отклонение измеренных величии jcmjm от их истинных значений. По своему происхождению они разделяются на методические, аппаратурные (включая ошибки индикации), оператора и помеховые, а по характеру проявления — на систематические и случайные.

Технические средства самолетовождения по точности обычно оцениваются средней квадратической погрешностью (СКГ1) измерения. Они даются в описаниях ТСС и инструкциях по их применению. Иногда в литературе по воздушной навигации гается погрешность, равная двум СКП,— на это необходимо обращать внимание. В практике самолетовождения следует помнить, что из-за плохой регулировки аппаратуры и особенностей условий распространения радиоволн фактические погреш ности нередко бывают значительно больше указываемых в описаниях.

Точность решения задач. Погрешность измерения навигационного па раметра во многом предопределяет потенциальную точность решения навигационной задачи. Практически же точность часто зависит от метода решения. Например, при одной и той же погрешности измерения пеленга и дальности угломерно-дальиомерной РНС точность определения частно-ортодромических координат ВС зависит от того, графически или аналитически решается эта задача. Причем, если графически, то необходимо учесть на карте какой проекции и масштаба, а если аналитически, то с помощью НЛ-10м, аналогового или цифрового вычислителя. Поэтому оператор должен ясно представлять, какую точность может обеспечить каждый метод и выбрать тот из них, который гарантирует требуемую точность.

Условия применения. Каждое ТСС требует определенных условий применения. Астрономические средства можно эксплуатировать только при видимости небесных светил, магнитный датчик курса — при конкретном значении горизонтальной составляющей магнитного поля Земли, бортовой радиолокатор — наличии характерных опознаваемых радиолокационных ориентиров и т. д.

Надежность ТСС — способность навигационного устройства безотказно (исправно) работать в заданных условиях эксплуатации в течение определенного времени. Безотказной работой считается выполнение функций в заранее установленном объеме, в пределах заданных допусков Количественно надежность оценнва ется вероятностью безотказной работы с вероятностью того, что в течение времени t (в продолжение полета) не бутс-т отказа.

Оперативность решения навигационной зада 1и определяется длительностью процесса получения и использования навигационной информации, т. е. суммарным временем переработки информации на всех этапах: о г формирования сигнала — носителя информации то отображения ее в готовом виде и применения потребителем.

Дальность действия радионавигационных систем определяет возможность их применения для решения навигационных задач. Обычно имеется в виду максимальная дальность л1 от РНТ до ВС (или наоборот), при котором возможно получение навигационной информации. Она зависит от энергетического потенциала РТС, чувствительности приемного устройства, диапазона и условий распространения радиоволн. Кроме Ошл надо знать и минимальную дальность Dmin действия. Она определяет об ласть около РНТ, в которой в силу особенностей характеристики направленности антенн РНС прием радиосигналов отсутстнует.


Рабочий диапазон радиочастот в значительной степени определяет область применения рис. вид измеряемого радионавигационного параметра, точность измерения, дальность действия, помехоустойчивость и пр Принятое в настоящее время деление всей частотной области, занимаемой радиоволнами, на диапазоны, приведено в табл. 4.1.

Пропускная способность радионавигационного средства характеризует возможность обслуживания одновременно или в единицу времени определенного числа ВС. EvViH передаваемая информация принимается всеми ВС. то РНС имеет неограниченную пропускную способность (приводные радиостанции, радиомаяки ВОР и ВРМ-5 и др.). При передаче информации только но запросу с борта ВС имеем дело с РНС с ограниченной пропускной способностью (дальномеры запросного тока, радиопеленгаторы и др.).

Рабочая область (РО)—часть пространства, в которой с применением РНС с гарантийной вероятностью Рг обеспечивается контроль пути i точностью не ниже требуемой Она представляет обобщенную характеристику РНС по дальности действия и точности решения навигационной задачи. Построение на карте РО позволяет наглядно представить возможности радионавигационных си стем и облегчает рациональный вы бор их для контроля пути.


Воздушная навигация: справочник/А.М. Белкин. М.: Транспорт. 1988г.

Экспертиза

на главную