Опасные для полетов метеорологические явления

Метеорологические условия во многом определяют безопасность, регулярность и экономичность полетов. Именно в плохих метеоусловиях чаще всего создается обстановка, в которой возможны столкновения ВС междy собой и наземными препятствиями, потеря орнентировки I, попадания в области болтанки и обледенения. Поэтому весь процесс подготовки к полетам и их выполнения должен строиться таким образом, чтобы исключался вход ВС в область опасных метеоявлении.

К опасным для полетов метеоявления относятся:

на аэродромах вылета и посадки — гроза, град, сильная болтанка, сдвиг ветра, гололед, сильное обледенение, смерч, ураган, сильная пыльная буря, низкая облачность, высота которой равна и меньше минимума командира ВС, ВС или аэродрома, дальность видимости на ВПП. равная или меньшая минимумов;

по маршруту полета мощные кучевые и кучево-дождевые облака, турбулентность При ясном небе, град, смерч, обледенение, сильная болтанка, низкая облачность, высота которой равна пли ниже минимума командира ВС для полетов по ПВП

Большею опасность составляет турбулентность в виде сдвига ветра на предельно малых высотах полета на этапе захода на посадку. Сдвиг ветра — это изменение скорости ветра в вертикальной и горизонтальной плоскостях в ограниченном пространстве. Особенно опасны локализованные нисходящие турбулентные потоки высокой интенсивности, названные микропорывами, имеющими диаметр порядка 1 км (максимум 2.5 км), а также крупномасштабные турбулентные потоки с диаметром до 10 км. которые-, приближаясь к земной поверхности, растекаются от центра в разные стороны, создавая сильные сдвиги ветра. Продолжительность микропорывов высокой интенсивности 1—5 мин, изменение горизонтальной скорости ветра до 270 км/ч, вертикальной скорости нисходящего потока до 20 м/с.

Сдвиг ветра может привести к опасным скоростям снижения ВС, прежде чем пилот или автоматическая система управления полетом обеспечат коррекцию параметров по лета. Метеослужбы и службы УВД аэропортов в настоящее времени лишь вообще предупреждают о возможности возникновения сдвига ветра, однако сообщить его местонахождение или оценить интенсивность не могут.

С мощными кучево-дождевыми облаками связаны грозы, представляющие собой комплексное атмосферное явление- с многократными электрическими разрядами в виде- молний При грозах наблюдаются осадки в виде дождя, града, а иногда и снега.

Подсчеты в грозу опасны: из-за сильной турбулентности в облаках, способной вызвать сильную болтанку и перегрузки ВС, превышающие предельно допустимые; вследствие обледенения ВС на высотах, где температура ниже 0° С; из-за возможности поражения ВС молниями.

Грозовые облика характеризуются максимальной вертикальной протяженностью 7-9 км, но зафиксированы они и до 13 20 км. В них наблюдается сильная турбулентность чередующихся восходящих и нисходящих струй со скоростью то 60 м/с. Вследствие большой водности кучево-дождевых облаков и их смешанной структуры при отрицательных температурах велика вероятность обледенения ВС.

Воздушная навигация: справочник/А.М. Белкин. М.: Транспорт. 1988г.

на главную