Основные навигационные понятия и определения

Движение воздушного судна (ВС) в воздухе осуществляется по пространственно-временной траектории полета (ПВТП). Траектория полета, представляющая пространственную линию (рис. I I), описываемая центром масс ВС при его перемещении, может быть заданной, требуемой и фактической. Заданная ПВТП называется программной траекторией. Кажтсму моменту времени соответствует определенное пространственное положение ВС — пространственное место самолета (ПМС) С i, Сг. .., С. Совокупность ПМС составляет фактическую ПВТП.

Линия пути 2 (см. рис. I.I) есть проекция траектории полета ВС на поверхность Земли. Она также может быть за тайной, требуемой и фактической. Проекция программной траектории полета на земную поверхность называется линией заданного пути (ЛЗП). Эта линия, заданная опорными (основными) пунктами маршрута (ОГ1М), через которые должно пролететь ВС составляет маршрут полета. К числу ОПМ относятся: исходный пункт маршрута (ИПМ)—точка маршрута, от которой начинается прокладка ЛЗП на полетной карте; поворотные пункты маршрута (ГПМ) — пункты маршрута, над которыми происходит изменение направления ЛЗП; исходный пункт обратного маршрута (ИПОМ) — пункт маршрута в районе выполнения задания (фотографирования, различных видов разведки н т. п.). от которого начинается об ратный маршрут для возвращения на аэродром посадки; конечный пункт маршрута (КПМ)—ОПМ в районе аэродрома, до которого прокладывается линия заданного пути на полетной карте ЛЗП.


Обычно в качестве основных пунктов маршрута выбирают легко обнаруживаемые н надежно опознаваемые с воздуха наземные ориентиры (или радионавигационную точку), под которыми понимают естественный или искусственный хорошо вы деляющнйся на общем ландшафте объект с точно известными координатами нли положением, который может быть использонан для оиределе пня местонахождения ВС по визуальным и ратиолокационным наблюдениям.

Линия фактического пути (ЛФП) представляет собой проекцию на земную поверхность фактическон траектории полета. Чтобы найти ЛФП, необходимо с достаточной точностью и частотой определять в полете местонахождение ВС.

Местом самолета (МС) называется та точка на поверхности Земли, над которой в данный момент находится ВС (в которую проецируется его центр масс). Положение этой точки определяется или указанием двух ее координат (например, географических шпроты и долготы), или относительно ориентира (например. 10 км южнее острова А) Дополнительная информация о высоте полета позволяет определить ПМС.

При задании маршрута, как правило, указывается н высота пролета его ОПМ. Если маршрут полета развернуть в прямую линию и через чту прямую провести вертикальную плоскость, то проекция на нее заданной пространственной траектории будет приставлять профиль полета

В реальном полете из-за неизбежных погрешностей решения навигационных задач фактическая траектория полета не совпадает точно с заданной. В связи с этим вдоль маршрутов регулярных полетов устанавливаются воздушные трассы (ВТ) и местные воздушные линии (МВЛ), представляющие собой ограниченные по высоте и ширине коридоры в воздушном пространстве. Ширина воздушной трассы (МВЛ) и эшелоны (высоты), выделенные для полетов, могут периодически пересматриваться.

Для оценки движения ВС по траектории используются геометрические и механические величины, характеризующие его пространственное положение, скорость и направление двнження в некоторый момент времени. Их принято называть навигационными элементами полета.

Воздушная навигация: справочник/А.М. Белкин. М.: Транспорт. 1988г.

на главную