Особенности естественного освещения и применения курсовых приборов в полярных районах

Полеты в полярных районах про исходят над обширными необжитыми пространствами океана в Северном полушарии и материком Антарктида в Южном, большая часть которых всегда покрыта льдом. Специфические особенности проявления некоторых факторов, влияющих на самолетовождение, требуют от экипажей тщательного их учета при подготовке и выполнении полстоп.

Особенности естественного освещения проявляются в увеличении продолжительности нахождения Солнца над и под горизонтам. На широте 70° Солнце восходит и заходит всего 241 сут в течение года, на широте 82° Солнце не заходит 150 и не восходит 133 сут. Па географическом полюсе — соответственно 189 и 176 с) т.

Моменты начала и окончания светлого и темного периодов года на разных широтах приведены в табл. 19.3.

Для экипажей, находящихся на эшелоне полета, восходы наблюдают ся раньше, заходы — позже.

В полярных районах отмечаются более продолжительные сумерки. Весной и осенью на широте 70 утренние и вечерние сумерки составляют 20%, а на широте 80° почти 40% продолжительности суток.

Условия естественного освещения в полярных широтах Южного полушария подобны описанным выше, однако существуют некоторые отличия, которые выражаются: в обратном для наблюдателя движении небесных светил, противоположном ходе смены времен года (когда в Северном полушарии зима, в Южном лето и наоборот).

Применение курсовых приборов.


Границей устойчивой работы магнитных компасов считается а и = 0,05 Э. Она проходит через север Гренландии Землю Франца Иосифа, полуостров Таймыр и далее на север. Таким образом, большая часть Арктики оказывается в зоне неустойчивой работы магнитных компасов. Граница неустойчивой работы магнитных компасов в Антарктиде проходит на расстоянии 400 км от южного магнитного полюса.

Сравнительно малое расстояние между магнитными и географическими полюсами приводит к большим значениям магнитного склонения от 0 до ±180° и скорости его изменения в полете.

Во время магнитных бурь резко и с большой амплитудой изменяются составляющие напряженности магнитного поля, углы магнитного склонения и наклонения. Это приводит к колебаниям показаний магнитных курсовых приборов. Область наибольшего повторения полярных сияний проходит вдоль параллели <р-= = 70°. Севернее и южнее ее они повторяются реже.

В пределах зоны устойчивой работы магнитных компасов из-за большого схождения меридианов длина локсодромических участков пути ограничивается (15.5).

Использование астрономических компасов в полярных широтах имеет меньше ограничений в работе Однако при измерении истинного курса существует предельно допустимая ошибка AS к установке координат МС, которая изменяется в зависимости от широты и направления полета (15 13).

Для обеспечения точности измерения истинного курса ЛИК-2° допустимая ошибка AS не должна превышать следующих значений:


Ограничений в установке коорди нат МС иет, когда полет выполняется на север или юг в середине дня При полетах же утром или вечером точность установки кооршнат МС ограничивается табл 19 4

Выдерживание направ леи и я полета по астрокомпасу с неизменными координатами места ВС приводит к уклонению астрономической локсоромии от ортодромии. Если в АК вводятся сретней точки участка маршрута, то при допустимом ЛБУ—10 км длина участков пути не должна превышать следующих значений:


Эту же задачу можно решить с помощью номограммы (рис 19.8), которая позволяет определять: допустимое удаление Дл. от условного меридиана; широтные ограничения области применения условных меридианов; возможную (максимальную) ошибку в условном курсе. Входными данными в номограмму являются: склонение Солнца в момент наблюдения 6, разность долгот средней точки Участка маршрута и долготы выбранного условного меридиана ДХ, широта ее и допустимая погрешность курса ДУКгаа.


Поряюк пользования номограммой показан стрелками. Если в качестве условного меридиана выбирается средний меридиан участка маршрута, то общая протяженность его может быть не более удвоенного значения допустимой разности долгот.

При выполнении полета по ортодромии с помощью путевого корректора ДАКДБ-5 наибольшего значения ошибка ОК достигает при нахождении Солнца впереди и сзади ВС; на широте 70° ДОКщах 0.16-УС°; I на широте 90° ДОКта 0 075- УС°.


Чтобы самолет ие уклонился более чем на 10 км от ортодромии при наличии угла сноса 10°, путь, проходимый с выдержинаиием ортодромического курса, не должен превышать на широте 70° 880 км, а на широте путевой корректор может использоваться до 1100 км.

Применение гироскопических полу- компасов. Так как магнитные и астрономические компасы имеют ограни чсния в работе, основными средствами выдерживания направления полета являются ГПК и курсовые системы в режиме «ГПК».

Для начальной установки (вы ставки) ортодромнческого курса, кро ме традиционных способов, применяется оптический способ, основанный на использовании теодолита или пеленгатора.

Сущность его заключается в пеленгации ориентиров, образующих створ вблизи стоянки ВС (рис 19.9, точки Л и В) Потоянний азимут створа АВ



Полученное значение ПК устанавливается на индикаторе ГПК задатчиком курса. Азимут створа АВ измеряется 1 раз, так как он ие меняет ся. Стояночный же курс ВС и выставка курсового прибора производятся перед каждым полетом.

Рекомендуется после посадки ВС и заруливания на стоянку перед выключением двигателей запомнить его последний гироскопический курс с тем, чтобы перед выруливанием для следующего полета восстановить его вновь. Если же посадка ВС производилась на ледовом аэродроме, этот способ начальной выставки ГПК дает эффект только тогда, когда экипаж уверен в том, что льдина за время стоянки в процессе дрейфа ие развернулась.

Воздушная навигация: справочник/А.М. Белкин. М.: Транспорт. 1988г.

на главную